ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ |
Логопедия | |||
Автор: Тертышная Анна Сергеевна | |||
14.03.2021 17:17 | |||
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Аннотация: В статье раскрываются особенности мотивации детей дошкольного возраста. Описываются особенности мотивации дошкольников с общим недоразвитием речи. Ключевые слова: мотивация, речевое развитие, дошкольники, общее недоразвитие речи. Дошкольный период является одним из интереснейших в плане становления и развития мотивационной сферы личности. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования. Все авторы, изучавшие развитие мотивационной сферы в детском возрасте, указывают на интенсивность ее развития в этот период.
Мотивы ребенка в дошкольный период отличны от мотивов младших школьников, подростков и взрослых. Ведущий в этот период вид деятельности – игра. Именно она способствует развитию мотивационной сферы ребенка[3]. В процессе игры со сверстниками дошкольники учатся подчинять свое поведение определенным правилам, вступающим в противоречие с их мимолетными желаниями. Как отмечал Л.С. Выготский, в игре ребенок учится действовать в познаваемой, т. е. мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи [2]. В среднем дошкольном возрасте ребенок сдерживает собственные побуждения лишь в присутствии взрослого или других дошкольников. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает сдерживаться уже при воображаемом контроле других: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение вследствие предвидения осуждения, наказания[4]. Р.Е. Левиной впервые была выделена группа детей с первичной неполноценностью в сфере мотивационных процессов, которые определяют особенность не только речевых нарушений, но и познавательных возможностей детей. Автор подчеркивала «сложный характер проявлений преобладающей аномалии» и относила к нарушениям мотивационных процессов различные формы расстройств психической активности. Описанные Левиной в соответствующей главе дети «не обладают развитой направленностью побуждений, необходимых для преодоления значительных трудностей, связанных с овладением речью». По мнению Р.Е. Левиной, нарушения мотивационных процессов в ряду других преобладающих нарушений, выступают, как "препятствия" для развития речи и коррекционной работы. И ребенок, обладая подготовленностью предметного восприятия и полноценным фонетическим восприятием, нуждается в достаточной мотивационной направленности, формирующей познавательную активность. Основные положения и выводы этой работы имеют и по настоящее, временя первостепенное значение не только для теории и практики логопедии, но и основополагающее значение для понимания роли мотивационных процессов в структуре речевого дефекта[1]. Таким образом, мотивационная сфера у дошкольников с ОНР развивается медленнее и находится на более низком уровне, чем у сверстников в норме. Проблема изучения мотивации является актуальной и перспективной в наше время, что свидетельствует о необходимости ее дальнейшего изучения. Литература:
|