Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения» |
Логопедия | |||
Автор: Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна | |||
23.02.2021 16:25 | |||
Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения» Авторы:
МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида» Муром 2021год Аннотация: Одно из первостепенных направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда ДОО – это работа с родителями. Именно родители в современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, являются самыми заинтересованными и полноправными участниками образовательного процесса.
Однако часто родители не уделяют внимания тем или иным речевым нарушениям. Родители не владеют определенными навыками, умениями и педагогическими знаниями. А также в силу своей занятости не могут найти свободного времени для занятий с детьми. Приобщение к коррекционной работе поможет родителям увидеть всё сложность данной работы и важность её выполнения, а также убедит в необходимости закреплять изученный материал дома. Цель: Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр для укрепления артикуляционной моторики в домашних условиях Задачи:
Подготовка: Ход тренинга: 1. Теоретическая часть. Учитель-логопед: В настоящее время в силу различных факторов число детей с нарушением звукопроизношения увеличивается. И нам бы хотелось обратить внимание родителей на то, что при взаимодействии мы могли бы преодолеть многие сложности. Основная цель использования игровых приёмов в развитии артикуляционного аппарата ребёнка, является улучшение подвижности органов артикуляции с учётом ведущий деятельности детей дошкольного возраста. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений нами были подобраны следующие игровые приемы, с помощью которых можно обыграть комплекс артикуляционной гимнастики на любую группу звуков, подчинив игровому сюжету. Использование игровых приёмов позволяет сделать занятия, интересными, увлекательными, эмоционально комфортными. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее. Использование данных игровых приёмов будут полезны родителям детей с нарушением звукопроизношения, а так же педагогам, работающим в дошкольных учреждениях. 2. Практическая часть. Учитель-логопед: Приглашаем поучаствовать в нашем тренинге тех людей, кому, ранее вручила пригласительный билет в цирк. Посмотрите перед вами необыкновенная шляпа, (демонстрирую, что в этой шляпе различные цветные ленты) предлагаю представить, что каждая из ленточек это, одно из учебных качеств каким вы хотели бы, что бы обладал ваш ребёнок к моменту обучения в школе. Просим родителей перечислить эти качества. Давайте свяжем эти ленты между собой. Вот какой успешной личностью мы хотим видеть своего ребёнка. А теперь представьте, что речь ребёнка нарушена. Как вы думаете какие трудности будет испытывать ваш ребёнок? Учитель-логопед: Окружающие с затруднением понимают его. Ребёнку тяжело выразить и отстоять своё мнение словесно. Общение со сверстниками так же может быть затруднено, ребёнок может замкнуться в своём внутреннем мире и повлечь за собой вторичные нарушения. Именно поэтому научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. И первоначальным этапом коррекции звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Учитель-логопед: Сегодня мы будем конферансье, приглашаем вас на цирковое представление! И так в нашей программе: акробатический номер с шаром, дрессированные животные и фокусник и клоуны. Предлагаем вам посмотреть завораживающий акробатический номер с шаром. (Включаем видео ролик, на котором ребёнок выполняет артикуляционные упражнения с шариком). Учитель-логопед: Благодарим вас за внимание. Скажите, пожалуйста, вы хотели бы иметь такой тренажёр для укрепления мышц артикуляционного аппарата дома и использовать его со своим ребёнком? Предлагаю изготовить его вместе. Изготовление не займёт много времени. Мы приготовили для вас заготовки, попросим взять шарик с нитью и зафиксировать нить, привязав к палочке один конец, другой конец нити к другой палочке. (Присутствующие изготавливают тренажер). Наш тренажер готов! Вы можете взять его с собой и успешно использовать дома с ребёнком! Учитель-логопед: Вторым номером нашей программы выступают дрессированные животные. Познакомьтесь с нашими забавными животными, обезьянка Чичи, лягушка Квака, это очень умные и дружелюбные животные они охотно выполняют команды и хотят поиграть с вами. (Родители разбирают животных). Учитель-логопед: Попросим вас продеть пальцы в язык игрушки и вместе выполнить несколько артикуляционных упражнений при помощи игрушки, а также вы можете выполнить их сами и проконтролировать выполнение упражнений с помощью зеркала. По мере выполнения упражнений просим вас поделиться своими ощущениями.
-Лопаточка -Иголочка -Качели (опишите свои ощущения, вызвало ли данное упражнение затруднение в его выполнении?) Наши забавные и дружелюбные животные были очень рады познакомиться и поиграть с вами, но пришло время попрощаться с ними. Логопед: А сейчас на арене цирка фокусник. Игра: Пазл «фокус с картиной». Картина – пазл с описанием артикуляционных упражнений и иллюстрациями накрыта тканью. (логопед поднимает ткань и участники видят, что картина распалась на части). Нужно собрать пазл и вы увидите, для какого звука речи были данные упражнения. Предлагаю выполнить одно из этих упражнений (лошадка, объясняю выполнение этого упражнения и сопровождаю его рифмовкой). Изготовить такой пазл можно дома, наклев картинки с упражнениями на любой имеющийся у вас пазл. Заключение: Учитель – логопед: Но какое же цирковое представление может быть без клоуна? В завершении нашей программы мы раздадим вам вот таких прекрасных клоунов. Обратите внимание в руке у клоуна шарик с вопросом, просим вас ответить на него.
Рефлексия: Учитель – логопед: Просим вас отобразить эмоции от данного тренинга на лице у клоуна. Учитель – логопед: Если у вас остались вопросы, то напишите, пожалуйста, на нижней обратной стороне клоуна, и мы обязательно их обсудим лично. Благодарим вас за внимание! Список литературы:
Приложение
|