НОД «Экологическое — моделирование путешествия в мир природы» (по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил») с детьми 6-7 лет с нарушениями речи. Из опыта работы. |
Логопедия | |||
Автор: Христенкова Елена Вячеславовна | |||
20.01.2021 16:14 | |||
НОД «Экологическое — моделирование путешествия в мир природы» (по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил») с детьми 6-7 лет с нарушениями речи. Из опыта работы. учителя-логопеда Христенковой Е. В. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад № 23» Курск 2020 г. Цель: Совершенствовать умение пересказывать произведение с использованием пространственно-временной модели, закреплять умение ориентироваться в звуковой системе языка Задачи: - Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Предварительная работа: Изучение лексической темы «Насекомые» в подгруппах с учителем-логопедом и воспитателями. Чтение сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Наблюдение за насекомыми на прогулках, отражение жизни насекомых в блокнот «Наблюдений за природой». Рисование насекомых в совместной деятельности с воспитателями. Оборудование:
Начало деятельности: I Организационный момент Логопед: ребята, давайте станем полукругом и поздороваемся друг с другом и с нашими гостями! Друг на друга посмотрели, И подарили свои улыбки друг другу и нашим гостям! Логопед: Ребята, а вы любите путешествовать? Давайте отправимся в удивительный мир природы на чудесную лесную полянку! Посмотрите, на полянке много цветов и незнакомых гостей. II Дидактическая игра: «4й лишний» Логопед: Ребята, сейчас я вам покажу картинки, а вы посмотрите внимательно и найдите лишнюю. Объясните, почему она лишняя? Птицы + насекомое (ласточка – бабочка – воробей — голубь) Пресмыкающиеся + насекомое (ящерица – черепаха – гусеница — уж) Морские обитатели + насекомое (краб — морская звезда – морской конек –стрекоза) Молодцы! Хорошо! III Словарная работа. Обобщения (картинки: бабочка, гусеница, стрекоза) Логопед: давайте посмотрим на картинки, которые мы с вами отобрали и назовем предметы одним словом: «Насекомые» Молодцы! IV Дидактическая игра: «Волшебная коробочка» Логопед: А сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас должен достать насекомого, назвать и описать его. Дети: Я достал из «Волшебной коробочки» бабочку. Она ярко окрашена, очень похожа на цветок, среднего размера, маскируется на цветочных полянах. Дети: По-моему я достал кузнечика. Он зеленого цвета, овальной формы, невидим среди травы и может прыгать. Хорошо! Молодцы! V Сенсорно — моторная пауза (включаются звуки леса, слышны стрекотания кузнечиков, жужжание пчел и т.д.) Логопед: Прислушайтесь! Услышьте звуки леса. Угадайте и назовите насекомое: Дети: Я услышала, как звенит комар; Дети: Я услышал, как жужжит муха; Дети: Мне показалось, что стрекотал кузнечик. Правильно, молодцы! Логопед: Ой, взгляните ребята! К нам на поляну выползла гусеница. Давайте с ней поиграем! Гимнастика. Выполнение движений со словами:
Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
«ползет» обратно к плечу по всей стороне руки
То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
И по другой стороне обратно. -Ам! Ам! Ам! Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. -Поела Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются… -Спать захотела. …одна сжимается в кулачок, другая её накрывает-держит кулачок, как яблоко. -Проснулась, встрепенулась Постепенно расправляем ладони… -Бабочкой обернулась! Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь — крылья бабочки. VI Чтение стихотворений Логопед: Ребята, мы сегодня говорим о насекомых. Давайте прочтем для насекомых стихи! А за одно, послушаем как прекрасна природа описанная в стихах! «Когда в душистом сосняке Личинку тащит муравей, Порхает легкий мотылек, Мой друг, внимательно вглядись. VII Образование родственных слов Логопед: А какую сказку мы с вами читали? (Как муравьишка домой спешил) - Назовите автора сказки? (Виталий Бианки) -А кто главный герой сказки? (муравей) Логопед: А вот и он! Показать фигурку- муравья. Логопед: Давайте подберем к слову муравей — родственные слова! Это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живет во всех словах- родственниках, У родственных слов есть общая часть и общее значение: Дети: муравейник, муравьи, муравьед, муравьишка, муравьиха, муравьиные, мурава и т.д. Хорошо! Молодцы! VIII Пересказ сказки (модель иллюстрация, пластиковые насекомые) Логопед: А теперь муравей зовет нас к себе в сказку. Давайте на модели- иллюстрации к сказке вспомним некоторые моменты истории. Я начну, а вы продолжите: - Муравьишка летел на листике, который упал на землю, приземлившись, он ушиб себе ножки. Ему нужен помощник, чтобы добраться домой Дети: Первой помог муравью гусеница Землемер, он отмерял своим телом землю и опять приставлял хвост к голове так и двигался дальше. Дети: А следующим помощником была Жужелица, она бежала быстро, как шестиногий конь. Дети: Затем он скакал на кузнечике, который перенес его через забор. Дети: Через реку муравьишку переправлял водомер. … А теперь проиллюстрируем нашу сказку картинками и восстановим её по сюжету. Выставляются поочередно все сюжетные картинки: что произошло с муравьишкой за сутки: Утро – День — Вечер-Ночь. Молодцы! IX Глагольный словарь Логопед: А смог ли муравей один добраться домой? Кто ему помогал? Дети: Нет не смог, у муравьишки болели ножки. -Ему помогали другие насекомые. Логопед: А как они ему помогали, как преодолевали препятствия? Какими действиями? Назовите их! Дети: Они бежали, скользили, прыгали, скакали, летели, ползли, вылезали, трудились, перелетали, спускались, переплавлялись и т.д. X Работа с пословицами-поговорками Логопед: Дружные оказались обитатели. Насекомые проявили взаимопомощь по отношению к муравью. Мы с вами тоже дружные и знаем много пословиц о дружбе. Давайте встанем вокруг и поделимся друг с другом пословицами. Дети: — Крепкую дружбу и топором не разрубишь;
-Есть пирожки — есть и дружки, нет пирожков — нет и дружков. Молодцы! Много знаете пословиц о дружбе! XI Динамическая пауза: «Танец дружбы» Логопед: А еще мы с вами выучили танец, который сейчас исполним и покажем нашим гостям. XI I Итог. Рефлексия Логопед: Кому было легко на занятии? Кто испытывал затруднения? В чем были затруднения? Что бы вы могли рассказать о сегодняшнем занятии родителям? Вот наше путешествие в удивительный мир природы завершилось на сегодня. Но дружить с насекомыми мы будем и дальше, будем за ними наблюдать и оберегать.
|