Портнова Елена Александровна учитель – логопед, СП ГБЩУ СОШ №2 детский сад «Буратино» Самарской области п.г.т. Усть - Кинельский Пояснительная записка Актуальность выбранной темы продиктована стратегической задачей развития дошкольного образования в настоящее время, которая заключается в обновлении содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов. Определяющей тенденцией модернизации системы специального обучения является интеграция детей с отклонениями в развитии в нормально развивающуюся среду, что требует создания условий для подготовки этих детей к жизни в обществе. Жизнь в изменяющихся условиях поликультурного общества требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы, выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству. Взаимодействие ребёнка с окружающими людьми является важным фактором его социального и личностного становления. Проблема речевой коммуникации является одной из основных в психологии, лингвистике, психолингвистике, педагогике и дефектологии, так как речевое общение является главным видом человеческой деятельности, основным условием развития речи и мышления ребёнка, формирует его отношение к окружающим, создаёт специфические способы социального контакта. Наиболее благоприятным периодом развития и совершенствования речевого общения является дошкольный возраст (Выготский Л. С., Божович Л. И.).
В работе с детьми, имеющими первичное нарушение – недоразвитие речи разной степени выраженности – основной задачей выступает формирование языковых средств. В то же время следствием недостающего развития языковых средств является нарушение речевой коммуникации с окружающими (Левина Р. Е.). Неосознанные представления детей с недоразвитием речи о тактиках речевого поведения и речевого взаимодействия значительно шире, чем их реальное использование. Общие закономерности речевого общения усваиваются детьми по мере развития диалога, в процессе которого собеседниками осуществляется выбор речевых тактик, основанный на правилах речевого общения. Средством обучения тактике общения служат функциональные опоры. Обеспечение единства воспитательного и коррекционного процессов логично предполагает совершенствование общей педагогической культуры учителя-логопеда. Соответственно, повышаются требования к личности педагога, к тактикам его речевого поведения. Таким образом, весь процесс коррекционного обучения в детском саду должен иметь чёткую коммуникативную направленность. Важно, чтобы логопед планировал усвоение детьми элементов языковой системы в непосредственном общении, чтобы дети научились применять отработанные речевые действия в аналогичных и новых ситуациях, креативно использовать усвоенные умения и навыки в разных видах деятельности. Цель данной работы – разработка методических рекомендаций для воспитателей по формированию вербально-коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи: - проанализировать научно-теоретическую литературу по данной проблеме; - разработать методику исследования вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников; - провести мониторинг дошкольников по данной проблеме и дать анализ их результатов; - определить этапы и разработать содержание коррекционной работы, направленной на содержание вербально-коммуникативных умений воспитанников. Сроки логопедической работы: один год. Мониторинг. Выявление состояния вербальной коммуникации воспитанников происходит в процессе сравнительного анализа речевого поведения и речевой деятельности детей. В основу исследования вербально – коммуникативных умений положены следующие критерии: Коммуникативные умения можно считать сформированными, если воспитанник: • понимает необходимость и важность общения в жизни, проявляет осознанный интерес к нему как к процессу межличностного взаимодействия; • активен, самостоятелен как субъект в процессе общения, общается в полную меру своих возможностей для решения коммуникативных задач; • умеет поддерживать общение с помощью вербальных и невербальных средств; • умеет найти адекватные речевые действия; • умеет реализовывать определённую коммуникативную стратегию с помощью оптимальных речевых тактик; • учитывает компоненты ситуации общения, её изменение; • требователен и ответственен к себе и к партнёрам по общению, оказывает им помощь и прислушивается к их советам; • критически относится к результатам общения, правильно оценивает замечания своих товарищей и личный вклад каждого из них в процесс общения; • умеет прогнозировать результат общения. Была создана экспериментальная группа дошкольников, обследуемая на наличие или отсутствие данных критерий, результаты которых были обработаны и переведены в процентные соотношения. Показатель вербально-коммуникативных умений составляет 36%, что свидетельствует о трудностях осуществления вербальной коммуникации. В результате этого ребенок не может полноценно адаптироваться и развиваться. Результаты эксперимента показали необходимость проведения коррекционно-логопедической работы по формированию вербально-коммуникативных навыков. При составлении методических рекомендаций были использованы методы и приемы, описанные в работах Черкасовой Е.Л. Данная коррекционно-логопедическая работа позволяет решить следующие задачи: - осуществить коммуникативный подход в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, что позволяет ввести ребенка в речевую ситуацию и воспитать умение ориентироваться в условиях общения, то есть представлять собеседника, задачи общения. - сформировать речевую мотивацию, и как следствие – коммуникативно-речевую активность дошкольников, что в целом направлено на развитие мотивации обучения. - воспитать у детей умение сотрудничать в выработке и реализации общей коммуникативной цели. - научить выбрать оптимальные речевые действия и тактики оперативного реагирования на ситуацию, используя при этом адекватные языковые средства и обеспечивая обратную связь. Формирование речевой коммуникации включает три этапа. На 1-ом этапе у детей формируется так называемое коммуникативное ядро, которое составляет языковые знания и первичные умения общения. Приоритетными на этом этапе являются умения воспринимать на слух речевые конструкции, понимать их и адекватно вербально реагировать. В это время целесообразно проводить работу, направленную на формирование простых вопросно-ответных комплексов. На 2-ом этапе осуществляется обогащение коммуникативного ядра за счет упрочившегося благодаря упражнениям способа действия, овладения новыми средствами общения (фонетическими, лексическими. грамматическими), применения полученных знаний в учебных условиях общения. В результате многократного повторения конкретного умения возникают речевые навыки. Дошкольники учатся высказываться не только об увиденном или услышанном, но и о прочитанном. Речевые навыки объединяют грамматические, лексические и фонетические навыки, которые обеспечивают порождение синтаксической конструкции, ее лексическое «наполнение» и звуковую форму выражения. Речевое взаимодействие на этом этапе нацелено на создание и закрепление несложных видов диалога. На 3-ем этапе осуществляется систематизация приобретенных ранее знаний, умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, заключающее в формировании вторичных умений, то есть умений совершать комплексные действия, основанные уже не на знаниях, а на навыках. К этим коммуникативным умениям можно отнести умения дошкольников самостоятельно решать вербально-коммуникативные задачи в различных ситуациях общения. Перед занятием необходимо установить с детьми контакт. Например: - «Здравствуйте! Рада вас всех видеть. Нас ждёт сегодня необычное занятие…»
- «Здравствуйте! Настроились на серьёзную работу. Нам сегодня предстоит… Похожую работу мы уже выполняли, и вы с ней справились хорошо. Давайте закрепим наш успех!» Следует подчеркнуть, что прямое или косвенное осуждение ребёнка отрицательно сказывается на психологическом климате в группе, на совместной деятельности не только с этим ребенком, но и с другими воспитанниками. Можно привести следующие примеры учебно-речевых ситуаций, которые отражают речевую тактику логопеда при подаче новой информации: - «Скажите, вы читали книгу (автор, название)? А я её прочитала. Вот она. Если хотите узнать, о чём она, спрашивайте. Я вам расскажу». - «Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже. К сожалению, я не могу побывать везде, где хочется. Но есть передачи «Вокруг света», «В поисках приключений». Вы смотрите их? Нравится? Да, они часто бывают очень интересными. А давайте мы совершим путешествие тоже куда-нибудь. Например, в любой город России. Вот карта. Куда поедем? Я буду гидом. Вы знаете, кто такой гид? Вы будете туристами. Если хотите узнать больше, останавливайте мой рассказ и спрашивайте.» Конечно, последняя ситуация требует широкой эрудиции логопеда, достаточных знаний, владения интересными сведениями о жизни разных народов и т. д. «Секреты» общения отрабатываются с помощью упражнений. «Давай познакомимся» Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встаёт в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, здороваясь и называя его (Здравствуй, Вова!). В ответ ребёнок, которого назвали, возвращает мяч также со словами приветствия и обращения. Таким образом, дети начинают знакомиться с правилами общения и начинают использовать элементарный диалог, включающий этикетную тактику приветствия. «Встреча» Два друга давно не виделись. Даётся задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки. «Розовое слово «привет» Логопед читает рассказ Джанни Родари «Розовое слово «привет». «Один мальчик растерял все хорошие слова. Остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору. Тот сказал: «Открой рот, высуни язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щёки». Потом велел мальчику пойти поискать хорошие слова. Сначала мальчик нашёл слово «у-у-уф» - нехорошее слово, затем слово «отстань», тоже плохое. Наконец, он обнаружил розовое слово «привет». Положил его в карман и отнёс домой и после этого научился говорить хорошие слова и стал хорошим, добрым мальчиком». Вначале дети по вопросам логопеда анализируют ситуацию, а затем учатся составлять диалоги, участвуя в инсценировке. «Не плачь» Девочка упала, разбила коленку, ей больно. Найдите ласковые слова, чтобы успокоить её. «Царевна Несмеяна» Чтобы успокоить Царевну Несмеяну, дети придумывают слова, описывающие её хорошие качества (ты добрая, хорошая, умная, честная), учатся делать комплименты, рассказывают смешные истории. «Что можно сделать для друга?» Логопед предлагает детям подумать и сказать, что можно сделать для друга. Дети отвечают, что друга можно развеселить, утешить, сделать ему подарок, помочь, поиграть с ним и т. д. «Вежливые слова» Игра проводится в кругу с мячом. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. «Просто старушка» По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко, старушка поскользнулась и упала. - Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: - Это твоя бабушка? - Нет, - ответил мальчик. - Мама? – удивилась подруга. - Нет! - Ну, тётя или знакомая? - Да нет же, нет! – ответил мальчик. Это просто старушка. Далее логопед проводит беседу о том, кто совершил хороший поступок, как мальчик помог старушке, почему он поступил так. «Ключ» Учитель предлагает детям ситуации, связанные с отсутствием ключа, и просит изобразить их с помощью мимики и жестов: 1. Мальчик потерял ключ от квартиры. Он очень расстроен, но вот ключ нашёлся. 2. Ребёнок дома один. Ему скучно, грустно. Но вот мама пришла с работы. Дети аргументируют, почему именно это настроение присуще мальчику в конкретный момент. «Интонация» Одному ребёнку предлагается повторить с разной интонацией предложение «Я получил четыре», а другому, в соответствии с настроением друга, адекватно отреагировать. Формирование умения учитывать позицию другого человека происходит также при анализе ситуаций психологического дискомфорта, агрессии. «Ссора» Во введении в проблемную ситуацию указывается, что Незнайка приходит в грустном настроении. Он рассказывает о ссоре со своими друзьями и говорит, что лучше останется один, чем попросит прощения. Обиделся Незнайка на то, что друзья не дали ему в игре первый ход сделать, а ему очень хотелось. - Из-за чего поссорились друзья? - Правильно ли поступил Незнайка, поссорившись с друзьями из-за очерёдности хода в игре? - Правильно ли поступили друзья Незнайки, не уступив ему в игре первый ход? - Что чувствовал Незнайка, когда друзья отказали ему в первом ходе? - Как бы вы поступили на месте его друзей? - Хорошо ли будет чувствовать себя Незнайка, оставшись один, без друзей? - Как помирить друзей? Дети, обсуждая проблему, приходят при помощи логопеда к общему выводу «Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки». После применения методических рекомендаций по формированию вербально-коммуникативных навыков последовал контрольный мониторинг, который показал следующие результаты: 52%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что своевременная поэтапная коррекционно-логопедическая работа, направленная на формирование вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников способствует эффективной социализации и обучению в целом. Сознательно воздействуя на сферу коммуникации, способствуя становлению или перестройке складывающихся отношений и взаимодействия дошкольников, педагог сможет эффективнее управлять процессом обучения, активизировать учебную деятельность детей.
Библиография 1. Божович Е. Д. «Учителю о языковой компетенции школьника», -М.: 2002г. 2. Воробьёва В. К. «О принципах логопедической работы над формированием связной контекстной речи у моторных алаликов», - М.: МГПИ, 1978г. 3. Выготсткий Л. С. «Мышление и речь», - М.: «Лабиринт», 1999г. 4. Левина Р. Е. «Нарушения речевой коммуникации у детей, страдающих заиканием», - М., 1975г. 5. Пассов Е. И. «Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению», - М.: «Рус. яз.», 1989г. 6. Садовникова Е. Н., Рау Е. Ю. «Вариант логопсиходиагностического анализа группы заикающихся дошкольников»,2001
|