Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи. Развивающие технологии в логопедии. Дивергентное мышление — творческое, оригинальное мышление. Характеризуется отсутствием стереотипов, выходом за рамки привычного, поиском нового. При таком мышлении при одной поставленной задаче или проблеме возникает множество решений. Противоположность такого мышления — конвергентное мышление. Оно направлено на поиск одно — единственного верного решения. В этом случае используется некая последовательность действий, усвоенная ранее. Дивергентное мышление является основой творчества. Дивергентное речевое развитие — это развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления. Дети при традиционном обучении в дошкольном учреждении, школе имеют мало возможностей применить разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала детей. Это можно осуществить на лексико-грамматических занятиях, не отходя от традиционных программ, используя на обычных занятиях упражнения, направленные как на развитие дивергентного.
Основными требованиями, на которые нужно опереться при составлении и применении упражнений на развитие дивергентного мышления, являются следующие: • найти для детей проблему, которая имеет множество правильных решений; • поощрять детей в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят в голову, независимо от того, насколько они являются дикими, непрактичными и сумасшедшими; • ценить не качество ответов, а их количество (устроить соревнование, где выигрывает ребенок, предложивший больше способов решения проблемы); • воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Можно рекомендовать следующие упражнения, направленное на развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления. 1. Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия весны и зимы (тепла и холода, утра и вечера). Приведем примеры ответов: весна — теплая, солнечная, веселая; солнце - почки - листочки - подснежник - зима — холодная, морозная, снежная мороз - снег - метель - 2. найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов: колодец — ведро стол — дерево мороз — солнце кукла — девочка 3. речевые упражнения на поиск причин возникновения событий. - Маше на день рождения подарили большую куклу. - Море было большое и теплое. - Солнце медленно заходило за горизонт. 4. придумать рассказ, историю или сказку, используя заданный набор слов, например: Солнце, улица, светофор. Самолет, дождь, горы. Ветер, арбуз, машина.
Метод креативного речевого развития. Креативное речевое моделирование. Креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка. Креативное речевое моделирование проводится в несколько этапов. 1 й этап. Предлагаются несложные задания, элементы которых ребенку уже знакомы, например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображением предметов, явлений: – лопата, сковорода; – стол, шкаф; – вилка, ножницы; – книга, театр Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание. Например, возможны такие ответы при анализе признаков в паре «лопата, сковорода»: Лопата и сковорода сделаны из железа. И лопатой и сковородкой можно защищаться.
Трофимова Александра Викторовна учитель-логопед МКОУ Лугавская СОШ № 19 детский сад Красноярский край, Минусинский район, с. Лугавское
|