«Песочные фантазии» для детей с ОВЗ» |
Логопедия | |||
Автор: Руденок Юлия Игоревна | |||
17.12.2020 19:53 | |||
«Песочные фантазии» для детей с ОВЗ» Учитель – логопед Руденок Юлия Игоревна Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых» интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На мой взгляд, наиболее целесообразным и эффективным методом, являются занятия с песком. Для детей это игра, для специалиста это решение коррекционных задач.
Эффект игры с песком впервые был замечен в середине XX века швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Она придавала огромное значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему игру с различными предметами и куклами. Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) продолжила заниматься представитель юнгианской школы, швейцарский аналитик Дора Калфф, благодаря ее работам, терапия песком получила широкое распространение. Большой вклад внесли отечественные педагоги Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., а также Сапожникова О.Б., преподаватель Московского Городского Университета, которые являются авторами ряда книг по данной теме. Т.М. Грабенко Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева О.Б. Сапожникова
Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете. Организация занятий с песком В кабинете логопеда и в группах компенсирующей направленности используются такие песочницы, как «юнгианская» и «световая». Традиционный размер песочницы в сантиметрах для индивидуальной работы 50 х 70 х 8 см, (эти размеры отражают площадь зрительного восприятия и дают представление «мира как на ладони»). Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100 х 140 х 12 см. Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит». Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) рекомендуется окрашивать в голубой цвет: дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты. Можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Зеленый цвет песочницы, также считается благоприятным (погружает ребенка в пространство растительной жизни). Песочница на одну треть или наполовину заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком ~ 90 ℃ в течение 20 мин., который не реже одного раза в месяц необходимо менять или очищать. Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В песочной игре ребенок и педагог легко обмениваются идеями, мыслями, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения: существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»; в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика; совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка; песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Организация игрового процесса
Содержание занятия Развитие мелкой моторики: действия с песком (сжать в кулачке, а потом разжать; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; выложить по насыпанной дорожке горошины или камешки; перетирать песок между ладонями и т.д.); отыскать в песочнице предметы (мелкие пуговицы, кедровые орешки, бусины, звездочки и т.д.); предметы с определенными характеристиками (гладкие /шершавые; большие маленькие, какой либо – формы); охарактеризовать предметы, расположенные в определенном месте (например: отыщи предметы, расположенные в правом верхнем углу и т.д.); разнообразные прикосновения к поверхности песка (прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальцами); рисование на песке ( «дорожки», «заборчики», «дожди», «лесенки», «следы», «волны», работа с контурами и шаблонами); закрепление образа букв через «печатанье» их на песке. Работа над фонетической стороной речи:
Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, одеждой, предметами мебели и посуды. В случаях, когда игрушечных изображений нет или их недостаточно, следует использовать двусторонние карточки, закрепленные на подставках. Они легко встают в толщу песка и довольно устойчивы. Работа над лексической стороной речи:
Работа над грамматической стороной речи:
Работа над формированием фразовой речи:
Дыхательные упражнения:
|