Проект на тему: «Тактильные чистоговорки» |
Логопедия | |||
Автор: Аксёнова Ирина Александровна | |||
16.12.2020 20:40 | |||
Проект на тему: «Тактильные чистоговорки» (для детей старшей и подготовительной группы) Подготовил: Учитель-логопед Аксёнова И.А. Актуальность выбранной темы: В настоящее время специалистами отмечается неуклонный рост детей с речевыми нарушениями. В том числе, у многих детей нарушения речи вызваны дизартрией – искажение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы, что, в свою очередь, затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речь. Таки образом, актуальной проблемой на сегодняшний день является повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия».
Одна из отличительных особенностей дизартрии – нарушение чёткости кинестетических ощущений, поэтому ребёнок не осознаёт состояние напряжённости или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или правильность артикуляционных укладов (Волкова Л.С., Селиверстова В.И., 1997). Отсюда трудности в выработке артикуляционных поз и, естественно, в звукопостановке и автоматизации. Традиционные приёмы зачастую оказываются мало эффективными при устранении речевых нарушений у таких детей. Коррекционная работа требует большего количества времени. Таки образом, стало актуальным разработка специальных комплексов, которые позволили бы усовершенствовать, сделать более эффективным процесс постановки звуков и автоматизации для детей с дизартрией. В основу такого комплекса «Тактильные чистоговорки» А.С. Фалёвой вошли исследования о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи. Движения пальцев рук подкрепляют моторные образы звуков, приводя определённую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует лучшему запоминанию, а затем и воспроизведению нового материала. С этой целью были разработаны специальные упражнения, усиливающие кинестетические ощущения на основе проговаривания чистоговорок с применением тактильных средств. Новизна проекта Эффективности чистоговорок с использованием тактильно-киностетической стимуляции у дошкольников с дизартрией способствует условное тактильное ощущение, которое даётся на коррегируемый звук. С этой целью для разных групп звуков выбраны различные материалы:
Тактильная стимуляция начинается использоваться с момента, когда нарушенный звук уже поставлен в изолированной позиции. Работа по автоматизации звуков с использованием тактильно – кинестетической стимуляции ведётся в традиционном порядке. Речевой материал чистоговорок используется на всех этапах автоматизации. Этапы автоматизации коррегируемого звука: - Изолированное проговаривание звука Взрослый предлагает ребёнку проговаривать звук с применением природного материала - Автоматизация в слогах На начальном этапе ребёнок проговаривает только слоги, используя тактильную стимуляцию, затем взрослый начинает чистоговорку, а ребёнок договаривает слоги, чтобы получилась рифма, либо ребёнок начинает проговаривать слоги, а взрослый договаривает чистоговорку - Автоматизация звука в предложении Речевой материал чистоговорок может использоваться для составления предложений. При проговаривании слов в предложении с автоматизируемым звуком используются тактильные упражнения - Автоматизация звука в чистоговорках и стихах Можно использовать как готовые чистоговорки с предложенными комплексами упражнений, так и чистоговорки с договариванием или незаконченные чистоговорки с использованием названий предметов, животных, имён собственных и т.д. - Автоматизация звука в коротких, затем длинных рассказах Проговаривание коррегируемых звуков осуществляется с одновременной тактильной стимуляцией - Автоматизация звуков в разговорной речи Следует отметить, что на этапе работы по дифференциации коррегируемого звука также целесообразно использовать тактильные стимуляторы. Так, например, при дифференциации свистящих и шипящих ребёнку предлагается взять в одну руку чурбачок, в другую – шишку и при проговаривании смешиваемых звуков нажимать по очереди на каждый раздражитель, тем самым воздействуя на речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Хочется отметить, что данные упражнения будут так же полезны и на занятиях с детьми с не резко выраженными нарушениями речи. Такие упражнения привнесут игровой момент в коррекционное занятие, помогут развить тактильные ощущения, развить мелкую моторику. Представленные ниже упражнения развивают тактильную чувствительность, усиливают кинестетические ощущения, совершенствуют мелкую моторику. Цель проекта Сформировать у детей с дизартрией умения и навыки правильного произношения звуков. Задачи
Участники Дети, учитель-логопед Вид проекта смешанный Объект Дети логопункта с клиническим диагнозом «Дизартрия» Срок реализации В течение учебного года Предполагаемые результаты
План проекта 1. Подготовительный этап Для решения задачи по коррекции звукопроизношения и автоматизации звуков в речи необходимо:
2. Реализация проекта Предполагается использование игровых приёмов, что позволит заинтересовать ребёнка в процессе коррекционной работы. Использование здоровьесберегающих технологий (для совершенствования крупной и мелкой моторики). Личностно-ориентировочный подход (подбор игрового и речевого материала с учётом индивидуальных особенностей ребёнка) 3. Заключительный этап Реализация данного проекта позволит подготовить ребёнка к коррекционным занятиям по автоматизации звуков, сделать более увлекательным этап ввода звука во фразы, предложения, речь; уделить больше времени работе по развитию мелкой моторики рук. Список литературы
|