Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР «Дифференциация звуков [С] –[Ш] «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди» |
Логопедия | |||
Автор: Иванова Ирина Викторовна | |||
24.09.2020 16:51 | |||
Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР «Дифференциация звуков [С] –[Ш] «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди» Составила и провела: учитель-логопед Иванова И.В., МБДОУ «Детский сад №35», Г. о. Балашиха Цель: дифференциация звуков [С] — [Ш]. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Материал и оборудование:
Ход НОД Орг. момент. На ковре. Логопед. Здравствуйте, дети! Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке. А по какой сказке — угадайте сами. В сказке небо синее, В сказке птицы страшные. Яблонька спаси меня, Реченька спаси меня, Печка помоги! (Гуси — лебеди). - Правильно, Гуси — лебеди. Устроимся поудобнее и послушаем сказку «Гуси-лебеди». (Дети садятся на стулья.) Жили-были муж с женой, и были у них дочка и маленький сынок. Уехали родители по делам, а девочка заигралась с подружками и забыла за братцем присмотреть. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Бросилась девочка их догонять. Долго бегала она по лесу, никак не может найти братца. -Хотите помочь Алёнушке искать Иванушку? (Да). - Только имейте в виду, что для этого нам придётся попасть в сказку и выполнить там не простые задания. Готовы ли вы? (Да). - Давайте посмотрим, какой путь нам предстоит (Логопед указывает на ширму-карту.) Дети перечисляют предметы, изображенные на карте. (Печка, яблоня, речка, избушка на курьих ножках.) Осн. часть. Логопед. Посмотрите ребята – а вот и печка стоит у дороги. (Указывает на печку.) - Матушка-печка, покажи нам дорогу к бабе-Яге! Печка (аудиозапись). С удовольствием, но сначала помогите мне. Не горит у меня огонь, не могу я пирожки испечь. Разожгите огонек, чтобы я смогла испечь пирожки. - Ребята, подуйте на угольки. Когда мы произносим звук [с], где находится язычок? (Внизу, за нижними зубками.) А где находится язычок, когда мы произносим звук [ш]? (Наверху, за верхними зубками.) Если увидите карточку со стрелочкой, направленной вниз, то дуйте со звуком [с], а если увидите карточку со стрелочкой, направленной вверх, то дуйте со звуком [ш]. - А теперь поднесите кисть к ротику. Подуйте со звуком [с]. Какая воздушная струя? (Холодная.) Подуйте со звуком [ш]. Какая воздушная струя? (Теплая.) Если увидите карточку со снежинкой, то дуйте со звуком [с], а если увидите карточку с солнышком, то дуйте со звуком [ш]. - Когда мы произносим звук [с], в каком положении находится рот? (В улыбке) А когда мы произносим звук [ш], в каком положении находится рот? (Положение рупором) Если увидите карточку с улыбкой, то произнесите звук [с], а если увидите карточку с губами в положении «рупором», то произнесите звук [ш]. Печка (аудиозапись). Молодцы, ребята! Вы мне помогли разжечь огонь, а я вам за это укажу дорогу к бабе-Яге. Идите вон туда! Логопед. Посмотрите ребята – а вот яблоня стоит у дороги. (Указывает на яблоньку.) - Яблоня-матушка, помоги нам, укажи дорогу к Бабе-Яге! Яблоня (аудиозапись). Выполните мое задание, тогда и помогу. Соберите мои яблочки. - А яблочки, ребята не простые, а волшебные: в яблочке спряталась картинка. Если в названии картинки слышится звук [с], то яблочко кладем в тарелку с буквой, обозначающей звук [с], а если в названии картинки слышится звук [ш], то яблочко кладем в тарелку с буквой, обозначающей звук [ш].) (Дети срывают с яблони яблоки и распределяют по тарелкам.) Физминутка. Дети выходят на ковёр и выполняют движения, соответствующие словам логопеда. Яблонька, яблонька выросла в лесу. (Ходят по кругу.) К яблоньке, к яблоньке в гости я приду. (Идут к яблоньке.) Ветерок качает веточки её, (Поднимают руки вверх, покачивают ими.) А листочки шепчут: «Как нам хорошо!» (Перебирают пальцами.) Наберём мы яблочек, угостим друзей, (Опускают руки, приседают.) Громко, громко скажем мы «спасибо» ей! (Наклоняются вперёд.) Яблоня (аудиозапись). Молодцы, ребята! Справились с заданием, а я вам за это укажу дорогу к бабе-Яге. Идите вон туда! Встретилась детям на пути молочная речка — кисельные берега. Логопед. Посмотрите ребята – а вот речка, да не простая, а молочная речка-кисельные берега. (Указывает на речку.) - Речка-матушка, спрячь нас. Речка (аудиозапись). Перекиньте мостик, по которому можно пройти, — тогда и помогу. Логопед. Поможем девочке, выполним задание речки. - Для того чтобы перекинуть через речку мостик, нужно придумать слова со звуками [с] или [ш]. Эти слова должны обозначать то, что можно приготовить из молока. Если в придуманном слове есть звук [с], то берем бревнышко с буквой, обозначающей звук [с], а если в придуманном слове есть звук [ш], то берем бревнышко с буквой, обозначающей звук [ш]. (Дети придумывают слова, например, каша, простокваша, суп, сметана, сливки, сыр, масло, и строят мостик через речку.) Речка (аудиозапись). Молодцы, ребята! Справились с заданием, а я вам за это укажу дорогу к бабе-Яге. Идите вон туда! Логопед. Ребята, а вот и избушка бабы-Яги. А вот и сама баба-Яга. Баба-Яга (аудиозапись). Справились со всеми заданиями, но с моим заданием точно не справитесь. Если выполните мое задание, — сказала баба-Яга, — то тогда отпущу мальчика. Придумайте предложение, чтобы в этом предложении были слова со звуками [с] и [ш]. (Дети придумывают предложения: Машина едет по шоссе. Саша варит кашу. Даша сварила молочный суп.) - Ух, какие молодцы, нет больше у меня для вас заданий, ничего больше не могу придумать. Справились с заданием, отпущу я мальчика подобру-поздорову. Логопед. Пришлось Бабе – яге отдать Иванушку Алёнушке, а сама улетела она в далёкие края, чтобы никогда не встречаться с такими умными детьми, как вы. А Алёнушка с братцем вернулись домой, они успели вовремя, до приезда родителей и рассказали, какие испытания прошли, как Алёнушка старалась спасти Иванушку, а Иванушка рассказывал, как он не боялся Бабу – ягу, ему не было страшно. Конец нашей сказки. Итог. Давайте вспомним всю сказку от начала до конца и разложим соответствующие картинки. (Гуси-лебеди унесли мальчика на крыльях. Потом девочка побежала искать своего братца, спрашивала дорогу сначала у печки, потом у яблоньки и затем у речки.) Вам понравилось путешествие по сказке? А что больше всего понравилось? А что было самым трудным, какое испытание? Что вы испытали, когда спасли Иванушку? Все вы постарались, все были молодцы, спасибо. За то, что вы все задания выполнили и помогли сказочным персонажам, яблонька приготовила вам в подарок полную корзину яблок. На этом наше путешествие в сказку закончилось, а вместе с ним и наше занятие.
|