Методическая разработка по теме: «Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» |
Логопедия | |||
Автор: Денисенко Елена Алексеевна | |||
21.09.2020 19:43 | |||
Методическая разработка по теме: «Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» Денисенко Елена Алексеевна Учитель-логопед г.о. Королёв, МБДОУ «Детский сад №25» Актуальность методической разработки. Хорошая грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, излагать их на листе бумаги, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных. Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Проблеме нарушений письма у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как:
Частичное специфическое расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия.
Для овладения письменной речью существенным фактором является сформированность всех компонентов речевой системы. Если у ребенка нарушена лексико-грамматическая сторона речи, фонематическая сторона или звукопроизношение, а так же не сформирована произвольная моторика, чувство ритма, то он автоматически попадает в группу риска по нарушению письменной речи. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из важнейших задач в работе учителя-логопеда является систематическое проведение необходимой профилактической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Очевидно, что формирование операции письма у дошкольника с наибольшей эффективностью необходимо осуществлять через игру, через сюжетные и предметные изображения, наглядные лабиринты, действия с мячом и хлопками, звуковые схемы, ориентировку на плоскости и в схеме тела. Таким образом, в ходе игровой деятельности формируются навыки письма без тетради и ручки. Кроме того, использование на занятии игровых моментов дает заряд положительных эмоций, развивает мыслительную активность ребенка, снижает утомляемость во время занятий, служит решению многих логопедических задач. Ниже представлены методические рекомендации по профилактике нарушений чтения и письма. Логопедическая работа даст наибольший положительный результат, только при совместном взаимодействии всех участников образовательного процесса — учителя-логопеда, родителей, педагогов ДОУ. Цель методической разработки Выявить предпосылки нарушений письменной речи среди детей группы компенсирующей направленности и разработать методические рекомендации по профилактике нарушений письма и чтения. Участники Дети группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (5-7 лет), учитель-логопед, родители (законные представители), педагоги-воспитатели ДОУ. Задачи
Формы работы:
Ожидаемый результат
Профилактика акустической и артикуляторно-акустической дисграфии. При наличии в речи ребенка звуковых замен необходимо проверить возможность различения им заменяемых в речи звуков на слух. Если такое различение отсутствует, то начинать коррекционно-профилактическую работу нужно с развития у него слуховой дифференциации звуков с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный). Подчеркнуть разницу в звучании звуков (пример: Ж — жужжит жук; З- звенит комар). Привлечь внимание ребенка к различию в положении органов артикуляции. Указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии. Ребёнок должен научиться «чувствовать» эти звуки в составе слова, правильно употреблять их в устной речи и письменной речи. Проговариваем с ребёнком слова, предложения, четверостишия, скороговорки, содержащие сначала один из изучаемых звуков, потом оба изучаемых звука. Профилактика фонематической дисграфии и дислексии на почве несформированности языкового анализа и синтеза.
Анализ предложения. Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении. Умение составлять графическую схему предложения увеличивать количество слов в предложении, выделять из текста предложения с определенным количеством слов. Развитие слогового анализа и синтеза. Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане. Предлагаемые упражнения:
Профилактика оптической дислексии и дисграфии. Оптическая дисграфия и дислексия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития. Работа по профилактике оптической дисграфии и дислексии проводится в следующих направлениях:
Развитие зрительного гнозиса.
- Конструирование фигур из спичек, палочек. Формирование буквенного гнозиса. Задания:
Для лучшего усвоения буквы рекомендуется:
-уточнение зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом. Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза. При устранении предпосылок оптической дислексии и дисграфии проводится работа по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв. Пространственная ориентировка включает три вида ориентировок:
- Уточнение понимания и употребление предложенных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Учитывается последовательность усвоения предлогов в онтогенезе. Устранение предпосылок аграмматической дислексии и дисграфии Основным способом профилактики данного вида нарушений является неустанная забота о том, чтобы у ребенка развивались функции словоизменения, формировались навыки словообразования. Овладение морфологической системой языка должно осуществляться в тесной связи с усвоением структуры предложения. Хочется подчеркнуть исключительную важность возможно более раннего выявления предпосылок дисграфии и дислексии у дошкольников. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое сформировавшееся звено является базой для полноценного формирования последующего. Список литературы
|