Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ» |
Логопедия | |||
Автор: Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна | |||
16.09.2020 15:49 | |||
Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ» Мозг имеет ключевое значение в организме. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память, мышление и т.д. Кроме того, головной мозг регулирует и координирует работу всех мышц человека. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Формирование межполушарных связей начинается еще во внутриутробном периоде, когда закладывается вся нейронная основа. Когда же ребенок появился на свет, резко запускаются механизмы, которые активируют стволовые структуры мозга и межполушарные связи. Период от рождения и до 2-3 лет ребенок активно нарабатывает базу сенсомоторных навыков; у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка. Эта «база» пригодится, когда ребенок начнет писать, ведь данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме. Если такой согласованности нет, то ребенок не может одновременно писать, думать и видеть написанное. А это вероятность появления дисграфии и дислексии. В период от 2-3 лет до 7-8 лет происходит активизация межполушарных связей. На данном этапе в случае несформированной работы межполушарных связей может наблюдаться:
Завершающий этап в развитии межполушарных связей приходится на возраст от 7 до 15 лет. На этом этапе межполушарные взаимодействия помогают ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их. В норме основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Что может послужить причиной несформированной работы межполушарных связей у детей?
На что стоит обратить внимание родителям?
Существует тест на определение наличия нарушений межполушарного взаимодействия. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение. Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о наличии нарушения межполушарного взаимодействия. Для детей с ОВЗ характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации). Для ознакомления педагогов и родителей с данным направлением в коррекционной работе мы подобрали упражнения, которые можно выполнять как в группе, так и дома и подготовили мастер-класс в форме интерактивной игры «Путешествие в Волшебную страну». В ходе мастер-класса участники могли самостоятельно выполнить предложенные задания. Мы представили карту Волшебной страны, на которой показаны основные «достопримечательности»: дворец Прищепок, замок карандашей, лес цветных палочек и пр. Каждой из них соответствует свое задание. Передвижение между ними осуществляется с помощью карточек с изображением всех «достопримечательностей». Продолжительность игры зависит от возраста ребенка и может составлять от 5-10 до 20-35 минут. Взрослый может выполнять задания вместе с ребенком. Начало путешествия — «Замок карандашей». Участникам предлагалось двумя руками одновременно обвести по контуру или нарисовать узор. «Парк теней». Ребенку необходимо показать ту или иную фигуру движением пальцев и кистей рук. Упражнение выполняется с помощью фонарика, на белом фоне. «Водопад капелек». Упражнение с пипеткой. Перевернуть обратной стороной игрушки на присосках для ванны. Пипеткой капать окрашенную воду из небольшой емкости в присоски. Второй вариант: в те же самые игрушки с присосками пинцетом накладывать бусинки. Сначала выполняется правой, затем левой рукой, после этого обеими руками одновременно. «Лес цветных палочек». Упражнение «Выложи фигуру». Взять пинцетами две палочки левой и правой руками. Выложить фигуру по образцу. Палочки могут быть разные по длине, толщине. «Дворец прищепок».
«Берег драгоценных камней». Выложить из камешков фигуры по шаблону, одной рукой, затем другой и двумя руками одновременно. «Озеро послушных веревочек». Выложить узор из шнурков (веревочек) на бархатной бумаге (фетре) двумя руками одновременно. «Городок ловких пальчиков».
Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Также эти упражнения помогут взрослому человеку: восстанавливать работоспособность и продуктивность; реализовать свой внутренний потенциал, формировать уверенность при публичных выступлениях, развивать более ясное и позитивное мышление.
|