Инновационные подходы в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР |
Логопедия | |||
Автор: Осипова Анна Семеновна Миронычева Юлия Семеновна | |||
11.09.2020 21:41 | |||
Инновационные подходы в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР Миронычева Юлия Семеновна, учитель-логопед МАДОУ "Детский сад № 173" г.о. Самара Осипова Анна Семеновна учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 255" г.о. Самара Наша современность создала такие условия, что многие дети активным, подвижным играм предпочитают игровые приставки, смартфоны. Как следствие физическое развитие формируется с запаздыванием, у многих ребят возникают трудности в координации, точности движений. Это, в свою очередь, может сказываться на развитии высших психических функций, в том числе речи, что приведет к сложностям в освоении письменной речи в виде оптической дислексии, дисграфии. А в последствии будут сложности в освоении школьных предметов из-за недостаточной базы школьной готовности: от зрительно-моторной дискоординированности до несформированности самоконтроля и концентрации внимания. Данный факт направил нас на поиск нужного решения для своевременной помощи детям.
В логопедической работе с детьми с ОНР мы стали использовать балансировочную доску Бильгоу. В теоретическом обосновании наших упражнений для детей с ОНР лежит концепция А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, теория нейропсихологии, учение о трех блоках мозга. Современная нейропсихология имеют научные доказательства того, что мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л. С. Выготский, А.Р. Лурия). С помощью мозжечковой стимуляции улучшается восприятие детьми устной и письменной речи, происходит развитие навыков чтения, письма, улучшаются математические способности, развиваются высшие психические функции. Межполушарное взаимодействие также имеет решающее значение для слаженной работы всего мозга, поскольку оба полушария участвуют в каждом из видов деятельности человека в разной степени. При нарушении функции межполушарного взаимодействия возникают сложности в развитии устной речи, высших психических функций, трудности в обучении, письменной речи, двигательная дискоординированность, эмоциональная нестабильность. Мозжечок — центральный орган управления движения: сохранения равновесия, регуляция ходьбы, фиксация взора на заданном предмете, контроль мышечного тонуса, регуляция целенаправленных движений, хранение моделей движения (например, как есть ложкой, как писать ручкой). Стимулируя работу мозжечка занятиями с нейротренажерами, мы развиваем двигательные и когнитивные способности, что в свою очередь может благотворно сказываться на эмоциональном фоне, влиять на поведение ребенка. Мозжечковая стимуляция, с учетом развития межполушарного взаимодействия, рекомендована к использованию в работе учителей-логопедов. Предлагаем опыт работы по использованию балансировочной доски Бильгоу в индивидуальной работе с детьми с ОНР. Игровые упражнения и задания по активизации и обогащению номинативного, предикативного, адъективного словаря, развитию лексико-грамматических категорий, автоматизации звуков, формированию слоговой структуры слова выполняли на балансировочной доске с кинезиологическим мячом, мешочками с различными наполнителями, умной восьмеркой. Приведем примеры логопедических заданий с использованием балансировочной доски Бильгоу.
Цель: активизация и расширение словаря по лексической теме, развитие вербальной памяти, развитие навыков звукового анализа, развитие координации. Ребенок залазает и слазает с балансировочной доски Бильгоу (Рис. 1) — (далее «доска») спереди, сзади, с обеих сторон, произнося слова на определенную лексическую тему, вспоминает и произносит слова на определенный звук, отраженно проговаривает слова для автоматизации звуков. Рис. 1 Балансировочная доска Бильгоу и кинезиологические мячи
Цель: автоматизация звука на уровне слога или слова, развитие координации. Ребенок сидит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает выполнять упражнения для рук: имитация плавания, вращательные движения руками вперед, назад, и параллельно произносить поставленный звук на уровне слога или слова.
Цель: формирование правильного дыхания и навыка голосоведения, развитие координации, чувства равновесия. Ребенок стоит на балансировочной доске, смотрит за движениями логопеда (подняться на носочки; наклониться вперед; повороты головы) и выполняет дыхательную гимнастику; (подняться на носочки и присесть; опустить голову вперед) и выполняет голосовую гимнастику, сохраняя равновесие в процессе упражнений.
Цель: практическое образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, образование относительных прилагательных, развитие диалогической речи, развитие слухового внимания, чувства рифмы, зрительно-моторной координации, моторной ловкости. Ребенок стоит на балансировочной доске наклоняется вперед, берет кинезиологический мяч (Рис. 1) — (далее «мяч»), кидает его логопеду, затем ловит. Аналогично с кинезиологическим мешочком (Рис. 2) — (далее «мешочек») и играет в игры "Назови ласково", "Какой, какая, какие, какое?", "Каков вопрос, таков ответ", "Доскажи словечко". Рис. 2 Кинезиологические мешочки
Цель: автоматизация звуков на уровне слогов и слова, развитие координации, точности движений, развитие межполушарных связей. Ребенок стоит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает задания на автоматизацию звуков на уровне слога, слова с одновременным выполнением движений (поймать и кинуть логопеду мешочек обеими руками, только правой рукой, только левой рукой; поймать правой, а кинуть левой; поймать левой, а кинуть правой; самостоятельно подкидывать и ловить мешочек обеими руками, только правой, только левой, перекидывать из правой руки в левую и обратно).
Цель: формирование звукопроизношения в связной речи, развитие координации, точности движений, развитие межполушарных связей. Упражнения аналогичные игре «Задания выполняй и повторяй», но на уровне связной речи (в т.ч. стихотворений).
Цель: развитие слухового и зрительного внимания, слухового восприятия, фонематического анализа, моторной ловкости, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, межполушарных связей. Ребенок стоит на доске, учитель-логопед предлагает попасть мячом в напольную мишень (Рис. 3): 1) попасть в заданную фигуру определенного цвета; 2) попасть в определенную цифру заданного цвета; попасть в заданный сектор (например, правый верхний угол; второй ряд, средний столбец); 3) попасть в цифру, которая начинается со звука [ч]. Рис. 3 Напольная мишень
Цель: развитие слогового анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, моторной ловкости. Ребенок стоит на доске, учитель-логопед предлагает попасть мячом в цифру на напольной доске-мишени, которая соответствует определенному количеству слогов в слове.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, формирование графического образа букв, развитие интонационно-ритмической стороны речи, логического мышления, межполушарных связей, моторной ловкости. Ребенок стоит на доске, держит в руках умную восьмерку (Рис. 4), катает шарик по восьмерке, произносит отраженно автоматизируемый звук на уровне слогов, слов, предложений; повторяет слова, предложения с различной заданной интонацией, силой, высотой голоса, темпом. Рис. 4 Умная восьмерка Ребенок стоит на балансировочной доске, держит в руках умную восьмерку, катает по ней шарик, и проговаривает из каких элементов состоит заданная буква, мысленно ее представляя. Игра «Головные уборы» Ребенок стоит на балансировочной доске, чередует движения: правая рука хлопает по голове, а левая гладит по кругу живот. Затем поменять положения рук. Упражнение «Шапочка» Где же твоя шапочка? Ну-ка посмотри! Одевай-ка шапочку, Раз, два, три. Упражнение «Заяц и волк» Заяц: пальчики в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы. Волк: ладонь параллельна туловищу, большой пальчик выставлен вверх, мизинец опущен вниз. Чередовать руки. Скачет заяц по полянке А за ним бежит волчок. Волк зайчонка не догонит, Не ухватит за бочок! Упражнение «Полицейский» Одна рука прикладывается ко лбу, как козырёк, другая рука показывает «всё хорошо». Чередовать движения рук. Полицейский-постовой, - На дороге он – герой! За порядком всё следит, Ехать всем скорей велит! Упражнение «Звезда и метеорит» Одна рука показывает звезду (раскрытая ладонь), другая рука показывает метеорит (пальцы собраны в кулак) Я – весёлый звездочёт. Звёзды все – наперечёт. Игры и задания с балансиром, мишенью, кинезиологическими мячиками и мешочками могут варьироваться и с большим энтузиазмом принимаются детьми, что крайне важно в работе логопеда. С помощью данного метода с применением балансировочной доски Бильгоу представляется возможным эффективно реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу одномоментно различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата, в более короткие сроки. Литература:
|