Использование сенсорных боксов в работе учителя-логопеда в ДОО. |
Логопедия | |||
Автор: Колесникова Светлана Владимировна | |||
17.04.2020 12:12 | |||
Использование сенсорных боксов в работе учителя-логопеда в ДОО. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — писал В. А. Сухомлинский. Это означает, что дети познают мир и развивают речь через пальчики: им необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр на логопедических занятиях является сенсорный бокс. Сенсорный бокс – это ёмкость, наполненная всякого рода тактильным материалом, которая служит для многих тематических игр и является хорошим игровым полем. Это прекрасная своей универсальностью вещь, с которой можно играть, во что угодно и которая одновременно подходит детям разных возрастов. Она даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть. Чем полезен сенсорный бокс?
Чем наполнить сенсорный бокс?
Боксы имеют различные наполнители:
Используем различные «инструменты» в сенсорных коробках: лопатки, ложки, совки, половник, шумовку; пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц; форму для кексов, ложку для мороженого, ложку для салата, воронку, сито, маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья щипцы, пинцет; игрушечные грабли, лейку; игрушки: маленькие фигурки, животные, машинки, игрушечную еду. Сенсорный бокс призван развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов. Благодаря использованию сенсорного бокса у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорному боксу, дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого. Главный критерий при использовании сенсорного бокса в логопедической работе с детьми – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками я нахожусь рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях. Сейчас выпускают много мелких игрушек, сделанных по мотивам популярных мультфильмов, с которыми дети приходят в детский сад и предпочитают играть только с ними. Для организации таких игр в группе созданы несколько сенсорных боксов с разными наполнителями, которые находятся в свободном доступе у детей, и которые они могут использовать по своему усмотрению. Это намного удобнее и интереснее чем, если бы ребенок играл бы просто на столе, ковре или в каком-либо другом месте группового помещения. Но этот прием можно использовать только в старшем дошкольном возрасте, когда у детей достаточно развито воображение для самостоятельной организации игрового пространства. Таким образом, использование сенсорного бокса в коррекционной работе с детьми на занятиях учителя-логопеда возможно без особых материальных затрат и больших усилий, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать менять содержимое бокса и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорным боксом давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию. Список литературы:
|