Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи |
Логопедия | |||
Автор: Назарова Наталья Сергеевна | |||
16.04.2020 23:04 | |||
Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
г. Набережные Челны РТ Интерактивные тренажёры «Учимся говорить с Машей. Звук Ш» Авторское логопедическое пособие «Учимся говорить с Машей. Звук Ш» Проблема нарушенных звуков у детей всегда была актуальной в современной логопедии. В последние годы выпускается много дидактических пособий разных авторов по автоматизации основных групп звуков у детей. Следует отметить некоторые из них Коноваленко. В.В «Автоматизация звуков у детей», З.Т. Бобылева «Игры с парными карточками», Азова. Е.А, Чернова. О.О «Учим звуки», Комарова. Л.А. «Автоматизация звука в игровых упражнениях» и многие другие. Перечисленные выше пособия рассчитаны на работу с картинками, проговаривание предлагаемого материала и выполнения заданий. А как показали индивидуальные занятия логопеда ребёнка нужно заинтересовать, поставить перед ним цель, чтобы ребёнок захотел научиться произносить звуки, которые нарушены.
Как показали наблюдения, беседы и игры с детьми в логопедической группе, многим детям нравятся мультфильмы и есть любимые персонажи. Одним из них является любимая героиня из мультфильма «Маша и медведь» Машенька. Мы решили использовать данного персонажа в основе нашего авторского логопедического пособия «Учимся говорить с Машей. Звук ш». Группой логопедов разработано комплексное пособие по постановке и автоматизации звука ш в речи у детей с ОНР, которое включает интерактивные игры, а также альбом с дидактическими играми и упражнениями. Данное пособие содержит оригинальные интерактивные игры «Учимся говорить с Машей», способствующие автоматизации звука Ш изолированно, в слогах, словах и связной речи, а также закреплению навыков чтения слогов и слов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе ФГОС ДО. А также альбома с дидактическими играми по автоматизации Предназначены данные игры для использования как части на индивидуальных и подгрупповых занятиях по звукопроизношению. Для детей с ОНР 5-7 лет. Знакомый персонаж Машенька предлагает в интересной форме, выполнить задания и научиться шипеть ребёнку. Дети, которые уже знают буквы, закрепляют навыки чтения слогов, слов и предложений. Особенностью данного пособия является использование как интерактивных, так и дидактических игр. А также весь материал включает как упражнения на автоматизацию, поставленных звуков у детей, а также упражнения на звуковой анализ и синтез, формирование фонематического слуха и восприятия, упражнения на закрепление лексико-грамматических категорий и связной речи у детей, а также упражнения на развитие памяти и логического мышления. Весь речевой и наглядный материал подобран с учётом закрепляемого звука ш у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Альбом по автоматизации звука ш включает игры и упражнения с фишками, камешками марблс, а также игрушку Маши, переставляя которую дети выполняют задания. В данном случае игрушка служит помощником в автоматизации звуков, а камешки «марблс» как стимулирующий и наглядный материал при ответах. Играя, ребёнок закрепляет звук ш в речи, учится правильно говорить. Основная цель пособия — это формирование правильного произношения звука ш. Задачами пособия являются: автоматизация звука ш изолированно, в слогах, словах, связной речи; формирование фонематического слуха и фонематического восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза; формирование лексико-грамматических категорий речи; формирование и закрепление навыков чтения; Развитие памяти, внимания и логического мышления. Игры, на автоматизацию звука ш в прямых и обратных слогах «Белый гусь» «Догони гусёнка», «Читаем с гусёнком», «Машины ромашки», «Слоговые песенки» способствуют правильному произношению звука ш изолированно и в слогах. Дети учатся читать прямые и обратные слоги. Игры, по развитию фонематического слуха и восприятия и автоматизации звука ш в словах «Окошки», «Наполни лукошки», «Волшебная шляпа», «Кошки и лукошки» способствуют правильному произношению звука ш в словах и предложениях. Дидактические игры развивают навыки звукового анализа и синтеза у детей, умение в рифму подбирать слова и составлять сложносочинённые предложения. Игры на развитие грамматического строя речи «Скажи ласково», «Угадай кто, что в домике», «Маша жадина», «Исправь Машины ошибки» направлены на расширение словаря, согласование существительных и местоимений, существительных и числительных, согласование существительных и прилагательных, составление фраз и работа над деформированным предложением. Упражнения на формирование связной речи у детей «Вишнёвое варенье», «Машины забавы», «Самый лучший день» «Ромашковые чист оговорки» способствуют правильному проговариванию слов со звуком ш в рассказах и чисто говорках. Рассказы по опорным картинкам формируют у детей последовательность передачи событий, умение пересказывать текст с опорой на рисунки, находить слова с изучаемым звуком ш. Чисто говорки учат запоминанию и проговариванию в рифму предложений. Практическое применение данного пособия показало, что дети с тяжёлыми нарушениями речи играя в разные игры, помогая Маше выполнить задания учатся правильно произносить звук ш закрепляют навыки звукового анализа и синтеза, учатся правильно согласовывать и употреблять разные части речи, совершенствуют лексики-грамматические категории речи и связную речь.
|