«Использование нетрадиционных материалов в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи». |
Логопедия | |||
Автор: Скрипник Лилия Владимировна | |||
14.04.2020 18:14 | |||
«Использование нетрадиционных материалов в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи». Скрипник Лилия Владимировна МБДОУ «ДС№95 «Снежинка» Учитель-логопед первой квалификационной категории По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «… есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по развитию речи, а тем более в коррекции речевых недостатков дошкольников, необходимо применение разнообразных приёмов, способствующих полноценному развитию мелкой моторики рук. Именно поэтому, я уделяю большое внимание развитию общей и мелкой моторики рук. Решая задачи по развитию мелкой моторики детей с нарушениями речи применяю в работе разнообразные игры, упражнения и пособия. На занятиях по коррекции речи детям должно быть интересно, они должны быть увлечены процессом. Для этих целей в своей работе я использую нетрадиционные материалы — камешки Марблс и массажер Су – Джок.
Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Эти шары различаются по размеру, формы и цвета. [Материал из Википедии — свободной энциклопедии]. Марблы используются в различных играх, носящих общее название Марблс» (marbles). Эти камешки и шарики можно применять для создания сюрпризного момента, развития темпо-ритмической стороны речи, лексико-грамматического строя, автоматизации поставленных звуков, для релаксации. Работая с ними у детей, развивается память, мышление, внимание, воображение. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия. А еще, немало важную роль, они играют в создании эмоционально — положительного настроя. Играя с камешками, дети улыбаются, радуются. Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс повышает интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. В коррекционно – развивающей образовательной деятельности камешки Марблс использую в следующих направлениях:
Цель использования камешков МАРБЛС:
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие фантазии, творческого воображения. Перечень игр с камешками Марблс, которые я использую в своей практике: 1. Игра «Посчитай-ка» Цель: закрепление у детей навыка согласования существительных с числительными, а также согласования существительных с прилагательными и числительными. Посчитай-ка самолеты выкладывая камешки. Например, 1-самолет, 2 самолета, 3-самолета 2. Использование камешек Марблс при изучении лексических тем Игра «Собери по образцу». Цель: закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация. Предложить картинку — образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку. 3. Игра «Жадина» Цель: развитие грамматического строя речи «Этот мишка «жадина», он про все предметы говорит: Мой/моя/моё/мои. Положи камешек в клеточку, когда увидишь нужную картинку» 4. Игра «Звуковая мозайка» Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза. Педагог называет слова, например с мягким (твёрдым) звуком [c], ребёнок кладёт соответствующий камешек (зелёный, синий, выкладывая мозаику. 5. Составление предложений. Цель: развитие связной речи, закрепление предложно – падежных конструкций. Составь предложения с заданным словом, или по картине. 6. Развитие пространственных представлений. Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости, профилактика оптико – пространственных нарушений. С помощью камешек Марблс выкладывают дорожку лабиринта. 7. Игра «Угадай – ка» Цель: развитие тактильных ощущений; умения выбирать предметы, отличающиеся от камешка Марблс. Найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. 8. Игра «Волшебный мешочек» Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия. Достань из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (красный цвет -гласный звук, синий — твёрдый согласный звук, зелёный — мягкий согласный звук). Фишки-камешки выкладывать под картинками, или под буквами. Звукобуквенный анализ слов. 9. Игра «Мягкий или твердый?» Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия «Проговори звуки/слоги/слова за логопедом и посели их в нужный домик (твёрдые — синие, мягкие – зелёные)» 10. Игра «Поймай звук» Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия «Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например, соска-звук [с] слышим в начале слова, в слове носок -звук [с] слышим в середине слова и т. д.» 11. Игра «Знакомство с буквой» Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики пальцев рук. Разложи камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок. 12. Работа по профилактике дисграфии. Цель: предупреждение дисграфии, коррекция дисграфии, закрепление образа буквы Восстанови сломанные буквы, слоги. 13. «Лабиринты на автоматизацию звуков» Цель: закрепление произношения автоматизированного звука на занятие. Передвинь камешек по картинкам, четко проговаривая слова. 14. Игра «Сосчитай, не ошибись» Цель: анализ слогового состава слова.
Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом. Использование данных игр способствует повышению речевой активности детей дошкольного возраста и могут быть использованы, как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей. Помимо работы с камешками Марблс в своей коррекционно-логопедической работе я использую приемы Су — Джок терапии. Су-Джок терапия (в переводе с китайского: «су» — кисть, «джок» — стопа), создателем которого является южно-корейский профессор Пак Чже Ву. В его исследованиях обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Определив нужные точки можно развивать и речевую сферу ребенка. Актуальность использования терапии Су-Джок в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:
- Су-Джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат. В своей практике я использую не только шарик Су-Джок, но и кольца, которые находятся внутри. Формы работы с массажером Су-Джок, которые я использую в своей коррекционной деятельности:
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж. Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в иголках ежик. Как же взять его? 3. Упражнение «Один-много». Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи: учитель- логопед катит шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» 5. Упражнение «Послушай, запомни, повтори». Цель: развитие памяти и внимания. Воспитанники слушают выполняют инструкцию и выполняют практическое действие: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. 7. Дидактическая игра «Какой звук». Цель: обучение звуковому анализу слов. Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По инструкции педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. (мягкий согласный звук – зеленый, твердый согласный звук — синий –, гласный звук -красный) 8. Дидактическая игра «Где спрятался шарик». Цель: совершенствование навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого. 9. Упражнение «Раздели слова на слоги». Цель: совершенствование слогового анализа слов. Ребенок называет слог и берет по одному шарику затем считает количество слогов. Взрослый называет слово, а ребенок вдевает пальчики в пружинки, при этом соблюдаем правило: сколько слогов, столько и пальчиков. Использование камешек Марблс и массажера Су-Джок способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-логопедической деятельности с детьми, что позволяет значительно повысить эффективность деятельности учителя-логопеда в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Список используемой литературы:
|