Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи. |
Логопедия | |||
Автор: Немна Светлана Александровна | |||
14.04.2020 01:28 | |||
Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи. С.А. Немна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №6 п.Новосадовый Белгородского района, Белгородской области» Дети с общим недоразвитием речи помимо нарушений всех компонентов речевой системы зачастую имеют трудности усвоения двигательных программ, а также в общей и мелкой моторике отмечаются моторная неловкость и трудности переключений движений. В моей работе как учителя-логопеда в дошкольном учреждении в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи эта проблема очень актуальна. Дошкольники с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, путают последовательность элементов действия, пропускают его составные части. Отмечается в моторике так же и недостаточная координация пальцев и кистей рук, обнаруживается замедленность действий и застревания на одной позе.
Чтобы развить двигательные и координационные навыки мною в работе с детьми с подобными нарушениями используется технология изоритмики. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали. Связь речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Они выяснили, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а движения пальцами посылают определенные импульсы в соответствующие речевые зоны. Также отмечено ими, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Поэтому, если постоянно заниматься изоритмикой, действуя на мелкую моторику рук и одновременно ритмично проговаривать небольшие четверостишия, то мы будем воздействовать непосредственно на зоны коры головного мозга, отвечающих за развитие речи и слухового восприятия ребенка. Использование технологии изоритмики в коррекционно-развивающей работе с детьми предполагает формирование навыков ориентировки на листе бумаги, закрепления представлений о форме, цвете, величине предметов; развитие произвольного внимания, речеслуховой памяти, абстрактного мышления, творческого воображения, а также мелкой моторики пальцев рук, что в итоге способствует развитию связной речи детей. Изоритмические игровые упражнения можно использовать и в песочной терапии, используя различные палочки и приспособления для рисования различных предметов на мокром песке. Начинаем учить рисовать детей самые простые предметы, проговаривая каждое движение руки. Это может быть круг, квадрат, солнышко, елочка и т.п. Если рисунок не получается, то можно легко его удалить при помощи ластика и маркерная доска снова чистая. Можно начинать снова. Примеры для рисования: «Ёлочка» Сверху вниз ведём отрезок, Ставим, ставим точечки. И от точек влево, вправо Мы проводим чёрточки. «Облачко» Вот твоя рука в тетрадке Плавно линию ведет, Закругляет, поднимает. Раз – и облачко плывёт! «Солнце» Круг рисуем, раз, два, три. Очень круглый, погляди. А от круга, а от круга Много линий проведёшь. Их лучами называют. Что получилось – узнаёшь? «Кошелёк» Вот квадрат у нас готов, Он красивый, нету слов. Вверх ведём полуовал. Вот и кошелёчек стал! Затем рисуем более сложные предметы, например: «Кораблик» Мы волну рисуем смело, Потом две линии умело. Палубу для корабля, Ну и мачта, чтоб была. Паруса – вот тут и там. Мчит кораблик по волнам. «Дом» Стены, крышу и окно Не рисовали мы давно. Карандаш сейчас возьмём, Домик рисовать начнём. Вниз, направо, вверх, налево Карандаш ведём мы смело. Два отрезка – вот и крыша, Внутри окно — и домик вышел. «Грибок» Нарисуем пол кружочка - Это шляпа у грибочка. И овал внизу для ножки. Гриб наш вырос у дорожки «Шарик» Чтобы шарик очень круглый Никуда не улетел: Ниточку к нему рисуем, Сами на него подуем. «Цветок» Пять рисуем мы овалов, А кружок у нас внутри. Стебелёк спускаем ниже. Вот цветочек наш – смотри! «Поросенок» Мы рисуем круг большой, И внутри он не пустой. Мордашка поросенка там Он хвостиком помашет нам. Опыт работы с детьми показал, что использование изоритмики дает положительные результаты. Дети чувствуют себя более успешными, психическое напряжение исчезает, и появляется эмоциональное спокойствие. В общей и мелкой моторике отмечаются значительные улучшения моторных навыков, координации. Улучшается у детей и звуковая сторона речи по средством постоянного проговаривания речевого материала. Также отмечено улучшение в запоминании небольших стихов, а значит, развивается и слуховая память.
|