Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекционной работе с ребенком с ТНР. |
Логопедия | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Овчинникова Т.В. Рафикова Т.Р. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
24.03.2020 19:12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекционной работе с ребенком с ТНР.
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №407» г.о. Самара Коррекция речых нарушений дошкольников не может ограничиваться работой в рамах логопедического кабинета. Она продолжается всеми педагогами ДОУво время образовательной деятельности в течение всего рабочего дня. И, конечно, эффективность формирования правильной речи у детей зависит от участия родителей в коррекции речевых недостатков своего ребенка. Для организации взаимодействия с семьей, для обеспечения полноценного развития ребенка мы поставили перед собой следующие задачи:
Мы прониклись мыслью о том, что семья закладывает основы личностных качеств ребенка, в семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.
Накопленный опыт работы с родителями, в семьях которых воспитывается ребенок с тяжелыми нарушениями речи, свидетельствует о том, что в общении с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, необходима вариативность, которая зависит от культурного и образовательного уровня родителей, от типа взаимоотношений в семье, заинтересованности и понимания пробем своего ребенка. Надо искать новые пути приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами и повышать родительскую мотивацию по отношению к детскому саду и непосредственно к коррекционной работе с ребенком. При планировании работы с семьями воспитанников необходимо решить вопрос о доли индивидуальной и коллективной работы. У нас сложилось убеждение, что индивидуальные формы работы более эффективны и имеют адресное назначение, соблюдается конфедициальность и доверительные отношения между педагогом и родителями. Индивидуальная форма более трудоемка, затратна по времени, но для достижения цели ее использование оправдано. При этом нельзя отрицать и коллективные формы общения с родителями. Традиционная форма — родительские собрания- относятся к коллективной форме работы. На них педагоги говорят о том, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям, о проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятии дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у врачей-специалистов). На последующих собраниях обсуждаются вопросы подготовки детей к школьному обучению: развитие фонетико-фонематической системы языка, графомоторных навыков, обучению связной речи и расширению познавательных возможностей детей. Наряду с этим используем такие формы работы, как консультации и семинары. Логопеду важно построить общение с родителями так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Преподносимый материал должен быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и иметь практическую направленность. Открытые занятия очень показательны для родителей, овладев на консультациях и семинарах первоначальными знаниями по основам теории и практики логопедии, мамы и папы оцеивают возможности своего ребенка в ходе образовательной деятельности, учатся помогать ребенку дома при закреплении заданий, данных учителем-логопедом. Традиционно индивидуальная работа с родителями начинается с анкетирования. Здесь очень важно подобрать точные и емкие вопросы, которые в действительности помогут нам в организации работы с детьми. Родители же, отвечая на вопросы анкеты, начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания своего ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. В индивидуальной работе используем видеотеку. С согласия родителей проводится видеозапись индивидуальных занятий. Родители обучаются правильно проводить артикуляционную гимнастику, знакомятся с терминологией, которую использует учитель-логопед в ходе образовательной деятельности, оценивают успешность своего ребенка. В даьнейшем видеозапись помогает отследить динамику развития речи ребенка. Просмотр видеозаписи дома, в спокойной обстановке, позволяет родителям более эффективно участвовать в коррекционной работе. В совместной работе родителей и педагогов используем копилку игр и упражнений, которая создается конкретно для каждого ребенка в соответсвии с его дефицитами развития. Логопед определяет для игр и упражнений цели и задачи, лингвистический материал, а родители помогают подбирать картинки. Так рождаются новые дидактические пособия, которые могут быть использованы на логозанятиях в ДОУ и в домашней обстановке. Кроме этого, логопед оказывает помощь родителям в создании личной домашней игротеки, включающей в себя игры и упражнения, не требующей специальной подготовки, учитывающей большую загруженность современных родителей, но, позволяющие эффективно закреплять новые речевые навыки и поддерживать их использование в повседневной жизни. Уделяется внимание созданию домашней библиотеки. Даются рекомендации по подбору художественной литературы в соответсвии с возрастными и речевыми возможностями ребенка, объясняется, как работать с прочитанным текстом (какие вопросы задавать, значение каких слов необходимо разъяснять, пересказывать по иллюстрациям к прочитанному тексту). Кроме этого, предлагаем популярную литературу по коррекции и развитию речи ребенка, используются интернет ресурсы. Проводим мастер-класс по обучению родителей совместным формам образовательной деятельности с детьми по артикуляционной гимнастике, развитию связной речи, формированию звукопроизношения и другое. Тетрадь для закрепления умений, полученных на логозанятиях, служит для нас «телефоном доверия». Взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Предлагаем план взаимодействия учителя-логопеда с семьями овоспитанников с ОНР, рассчитаной на учебный год. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников
|