Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекционной работе с ребенком с ТНР.
Логопедия
Автор: Овчинникова Т.В. Рафикова Т.Р.   
24.03.2020 19:12

Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекционной работе с ребенком с ТНР.Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекционной работе с ребенком с ТНР.

  • Овчинникова Т.В.
  • Рафикова Т.Р.

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №407» г.о. Самара

Коррекция речых нарушений дошкольников не может ограничиваться работой в рамах логопедического кабинета. Она продолжается всеми педагогами ДОУво время образовательной деятельности в течение всего рабочего дня. И, конечно, эффективность формирования правильной речи у детей зависит от участия родителей в коррекции речевых недостатков своего ребенка.

Для организации взаимодействия с семьей, для обеспечения полноценного развития ребенка мы поставили перед собой следующие задачи:

  • определить влияние родителей на развитие ребенка и на этой основе скоординировать коррекционно-воспитательную работу логопеда и семьи;
  • познакомить родителей с объемом знаний для успешной под-готовки детей к школе;
  • формировать у родителей мотивацию к коррекционной работе с их детьми;
  • привлечь родителей к активному участию в коррекционно-воспитательной работе по исправлению речевых нарушений;
  • просвещать родителей в области педагогики и основ логопедии.

Мы прониклись мыслью о том, что семья закладывает основы личностных качеств ребенка, в семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.

 

Накопленный опыт работы с родителями, в семьях которых воспитывается ребенок с тяжелыми нарушениями речи, свидетельствует о том, что в общении с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, необходима вариативность, которая зависит от культурного и образовательного уровня родителей, от типа взаимоотношений в семье, заинтересованности и понимания пробем своего ребенка. Надо искать новые пути приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами и повышать родительскую мотивацию по отношению к детскому саду и непосредственно к коррекционной работе с ребенком.

При планировании работы с семьями воспитанников необходимо решить вопрос о доли индивидуальной и коллективной работы. У нас сложилось убеждение, что индивидуальные формы работы более эффективны и имеют адресное назначение, соблюдается конфедициальность и доверительные отношения между педагогом и родителями. Индивидуальная форма более трудоемка, затратна по времени, но для достижения цели ее использование оправдано. При этом нельзя отрицать и коллективные формы общения с родителями.

Традиционная форма — родительские собрания- относятся к коллективной форме работы. На них педагоги говорят о том, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям, о проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятии дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у врачей-специалистов). На последующих собраниях обсуждаются вопросы подготовки детей к школьному обучению: развитие фонетико-фонематической системы языка, графомоторных навыков, обучению связной речи и расширению познавательных возможностей детей. Наряду с этим используем такие формы работы, как консультации и семинары. Логопеду важно построить общение с родителями так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Преподносимый материал должен быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и иметь практическую направленность. Открытые занятия очень показательны для родителей, овладев на консультациях и семинарах первоначальными знаниями по основам теории и практики логопедии, мамы и папы оцеивают возможности своего ребенка в ходе образовательной деятельности, учатся помогать ребенку дома при закреплении заданий, данных учителем-логопедом.

Традиционно индивидуальная работа с родителями начинается с анкетирования. Здесь очень важно подобрать точные и емкие вопросы, которые в действительности помогут нам в организации работы с детьми. Родители же, отвечая на вопросы анкеты, начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания своего ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях.

В индивидуальной работе используем видеотеку. С согласия родителей проводится видеозапись индивидуальных занятий. Родители обучаются правильно проводить артикуляционную гимнастику, знакомятся с терминологией, которую использует учитель-логопед в ходе образовательной деятельности, оценивают успешность своего ребенка. В даьнейшем видеозапись помогает отследить динамику развития речи ребенка. Просмотр видеозаписи дома, в спокойной обстановке, позволяет родителям более эффективно участвовать в коррекционной работе.

В совместной работе родителей и педагогов используем копилку игр и упражнений, которая создается конкретно для каждого ребенка в соответсвии с его дефицитами развития. Логопед определяет для игр и упражнений цели и задачи, лингвистический материал, а родители помогают подбирать картинки. Так рождаются новые дидактические пособия, которые могут быть использованы на логозанятиях в ДОУ и в домашней обстановке. Кроме этого, логопед оказывает помощь родителям в создании личной домашней игротеки, включающей в себя игры и упражнения, не требующей специальной подготовки, учитывающей большую загруженность современных родителей, но, позволяющие эффективно закреплять новые речевые навыки и поддерживать их использование в повседневной жизни. Уделяется внимание созданию домашней библиотеки. Даются рекомендации по подбору художественной литературы в соответсвии с возрастными и речевыми возможностями ребенка, объясняется, как работать с прочитанным текстом (какие вопросы задавать, значение каких слов необходимо разъяснять, пересказывать по иллюстрациям к прочитанному тексту). Кроме этого, предлагаем популярную литературу по коррекции и развитию речи ребенка, используются интернет ресурсы.

Проводим мастер-класс по обучению родителей совместным формам образовательной деятельности с детьми по артикуляционной гимнастике, развитию связной речи, формированию звукопроизношения и другое.

Тетрадь для закрепления умений, полученных на логозанятиях, служит для нас «телефоном доверия». Взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.

Предлагаем план взаимодействия учителя-логопеда с семьями овоспитанников с ОНР, рассчитаной на учебный год.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников

Месяц

Тема мероприятия

Форма проведения

Сентябрь

1. «Я и мой ребенок». Анализ отношений между взрослым и ребенком  в семье, изучение адекватности позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.

2. «Организация коррекционно-образовательного

процесса в условиях логопедического кабинета»

Анкетирование, беседа

Индивидуальная консультация

Октябрь

  1. Работа в индивидуальных тетрадях. Правила и требования. Ознакомление родителей с графиком индивидуальных занятий с учителем-логопедом
  1. «Игровые комплексы пальчиковой и артикуляционной гимнастики»

Памятка для родителей «Занимаясь с ребёнком, помните…»

 

Мастер-класс

Ноябрь

  1.  «Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза у детей 5-7 лет с ОВЗ»
  2. «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Мастер-класс

Видеотека

Декабрь

  1. «Итоги работы за I  полугодие». Ознакомление с уровнем речевого развития детей и с ходом дальнейшей коррекционной работы.
  2. «Учим стихи». Презентация поэтапного разучивания стихотворений с использованием мнемотаблиц)

Открытое занятие

Индивидуальная консультация

Январь

  1. «Учим детей думать и говорить» Познакомить родителей с методами и приемами развития речемыслительной деятельности.
  2. «Что вы читаете детям?» рекомендации по подбору художественной литературы и проведению последующей беседы по прочитанному

Индивидуальная консультация

Домашняя библиотека

Февраль

  1. « Игровое взаимодействие с ребенком. Создание оптимальной развивающей среды дома»
  2. Создание игрушки-антистресса для снятия эмоционального напряжения

Копилка игр и упражнений

Мастер-класс

Март

  1. «Игровые комплексы пальчиковой и артикуляционной гимнастики»
  2. Недостатки речи сегодня – трудности обучения завтра

Мастер-класс

Памятка, тетрадь – «телефон доверия»

Апрель

  1. «Грамматические категории, которыми должны владеть дети к школе»
  2. Систематичность –залог положительного результата

Видеотека

Индивидуальная консультация

Май

  1. «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ»
  2. По вопросам родителей

Индивидуальная консультация

Индивидуальные консультации

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год