Инновационные методы в работе учителя-логопеда по развитию лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом |
Логопедия | |||
Автор: Мельникова Ирина Валерьевна Рамазанова Наталия Модестовна Помазкова Наталья Александровна | |||
22.03.2020 22:00 | |||
Инновационные методы в работе учителя-логопеда по развитию лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом Подготовили:
Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук. В связи с миграционными процессами и исторически сложившимся национальным составом нашего региона, в образовательное учреждение поступает значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Для детей, которым приходится посещать русскоязычное образовательное учреждение детского сада, а в дальнейшем школы, проблема овладения языковыми нормами и речевыми правилами становится довольно острой. Материал, преподаваемый на малознакомом языке, усваивается с затруднением, слабость в знаниях накапливается, вследствие этого воспитанник не достигает высоких результатов. Для многих семей, по той или иной причине оказавшихся в чужой языковой среде, проблема билингвизма стоит особенно остро. Дома, в быту, в общении с родственниками дети употребляют родной язык с оправданной целью его сохранения. Это обуславливает актуальность воспитания у подрастающего поколения умения активно использовать два языка. Различают два вида билингвизма:
«Естественный билингвизм возникает в соответствующей языковой среде, которая включает в себя радио и телевидение при спонтанной речевой практике. Осознание специфики языковой системы может не происходить. Второй язык при искусственном билингвизме осваивается в учебной обстановке, при этом необходимо использование волевых усилий и специальных методов и приемов».
В зависимости от критериев, которые кладутся в основу классификации, выделяют несколько типов билингвизма: В общем случае возникновение и развитие естественного билингвизма обуславливается двумя принципами: - один родитель — один язык, второй родитель — второй язык. - одна ситуация — один язык, другая ситуация — второй язык. В зависимости от критериев, которые кладутся в основу классификации, выделяют несколько типов билингвизма: «По возрасту, в котором происходит усвоение второго языка, различают билингвизм ранний и поздний. Ранний билингвизм обусловлен жизнью в двуязычной культуре с детства (включает в себя родителей, говорящих на разных языках, или переезд из одной страны в другую); поздний билингвизм – изучение второго языка происходит в старшем возрасте уже после освоения одного языка. Билингвизм оценивается по числу действий, выполняемых на основе данного умения.
Еще критерием классификации билингвизма называется соотнесенность двух речевых механизмов между собой, когда обе языковые системы могут функционировать независимо друг от друга, или могут быть связаны между собой во время акта речи:
Для решения этой проблемы необходимо использовать в работе эффективные методы и приёмы в работе с данной категорией детей. Одним из таких методов является ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА. Метод интеллект-карт был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "кар-ты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с по-мощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы. Полезные свойства интеллект-карт. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт". Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим образом: 1. Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. 2. Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи. Общие требования к составлению любой интеллект-карты:
буквами.
Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы: 1 вариант:
2 вариант:
В работе с детьми с билингвизмом можно использовать ЛЭПБУК, как новейший способ систематизации знаний. Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности родителей, педагогов и ребенка. Так что же такое лэпбук? По сути лэпбук представляет собой папку или мини-книжку, в которой систематизированы знания по какой-то теме. В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний. Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информа-цию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Вывод: Таким образом, при использовании в коррекционно-образовательном процессе интеллект-карт и метода лэпбук у детей с билингвизмом обогащается словарный запас, формируются грамматические категории и развиваются психические процессы.
|