Логопедическая сказка как эффективная форма коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста |
Логопедия | |||
Автор: Горохова Елена Амиралиевна, Медвецкая Ольга Александровна, | |||
17.03.2020 22:15 | |||
Логопедическая сказка как эффективная форма коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте — это связная, четкая речь. Воспитатели, учителя-логопеды и дефектологи должны всячески способствовать своевременному формированию правильной речи детей, так как в настоящее время неумолимо растет количество детей с речевыми патологиями. Главным условием для развития гармоничной личности является правильная речь. Богатая, насыщенная речь ребенка дает ему больше возможностей в познании окружающего мира, а отношения со сверстниками и взрослыми являются более качественными и эмоционально окрашенными. Процесс социализации у таких детей происходит наиболее спокойнее, чем у детей с патологиями речи.
Дети не могут полноценно развиваться без сказок, они любят сказки и очень в них верят. В связи с этим, в средней группе ДОО, до начала основной логопедической работы, при взаимодействии основного воспитателя и учителя-логопеда были введены Логопедические «пятиминутки» в виде логосказок. Логопедические «пятиминутки» в виде логосказок являются очень эффективным средством для предупреждения и профилактики речевых нарушений. Логосказки — это непродолжительные по времени сказки, связанные с упражнениями, способствующими развитию речевой, пальчиковой и общей моторики, речевого дыхания, артикуляционного аппарата. Длительность логосказок не более 5 минут, они могут использоваться как в структуре занятия, и как самостоятельная игра. Логосказку можно провести в начале занятия, она выступит как увлекательное задание, которое быстро организует детей, настроит на работу и активизирует внимание. В середине занятия логосказка может выступить в виде передышки, переключит внимание воспитанников и настроит на дальнейшую работу. В конце занятия логосказка даст детям расслабиться и с удовольствием поиграть, не предполагая о том, что занятие продолжается, а педагог реализует свою главную задачу по профилактике и коррекции речевых патологий (фото1). Учитель-логопед проводит логосказки совместно с воспитателем с использованием настольного и пальчикового театров. Также используется специально разработанное учителем-логопедом пособие для развития речевого дыхания и связной речи (фото 2, 3). Для сказок используются общеизвестные сюжеты, а также сказки дети придумывают сами. В совместном творчестве с ребенком частично изменяется и дополняется сюжет по ходу занятия, разыгрываются сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего. Произношение звуков взаимосвязано с дыханием, поэтому формированию правильного дыхания у детей уделяется особое внимание, ведь это основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. По результатам наблюдений можно сделать следующий вывод: логосказка – это действительно целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Библиографический список
Приложение Фото 1. Логосказка «Три поросенка» Фото 2, 3. Пособие для развития речевого дыхания и связной речи
|