Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]» |
Логопедия | |||
Автор: Кузина Анна Викторовна | |||
28.01.2020 20:52 | |||
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]» Разработала учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 119» Кузина Анна Викторовна г. Нижний Новгород 2019-2020 уч. г.. Цель занятия – сформировать у детей полный артикуляционно-акустический образ гласных звуков [а, у, и, ы, о], установить связь звуков и соответствующих букв. Задачи: Коррекционно-образовательная: - формировать у детей умение различать гласные звуки. Коррекционно-развивающие:
- закреплять понятие «гласный звук». Коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей работать в коллективе, слушать и слушать друг друга. Оборудование: опорные символы и схемы, наборы для составления схем, разрезная азбука, пособие «Звуковой поезд», зеркала на каждого ребенка, тетради, карандаши. Вид занятия: фронтальное или подгрупповое Использованная литература: Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 104 с.
Ход занятия (план) I. Организационный момент. II. Основная часть:
III. Подведение итогов занятия, рефлексия. Ход занятия I. Организационный момент. Логопед приветствует детей и просит отгадать гласные звуки по беззвучной артикуляции. Дети отгадывают звуки и присаживаются на места. II. Основная часть: 1. Объявление темы занятия. Логопед: «Ребята, мы с вами уже познакомились с гласными звуками [а, у, и, ы, о]. Сегодня они все вместе пришли к нам в гости». Логопед выставляет на доске символы: «Губы» — обозначающий понятие «Звук», «Мальчика, поющего в микрофон» — символ понятия «Гласный звук», и геометрические символы гласных звуков (по Т.А. Ткаченко) (см. Приложение)). 2. Развитие артикуляционной моторики. Логопед раздает детям зеркала для индивидуальной работы «Попробуйте изобразить губами произношение гласных звуков». 3. Акустико-артикуляционный образ звуков [а, у, и, ы, о]. Логопед: «Почему эти звуки называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?». Ответы детей. 4. Развитие фонематического слуха. Логопед выставляет на магнитной доске картинки калина, коты, весло и просит определить последний звук в словах, в картинках утка, ива – первый звук в словах. 5. Пальчиковая гимнастика. Логопед: «А теперь, гимнастика для пальчиков. Давайте изобразим с помощью пальчиков буквы, соответствующие гласным звукам». 6. Связь звуков и букв. Логопед: «Я называю звук, а вы найдите соответствующую букву. Давайте повторим разницу между звуком и буквой. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем». Логопед называет звуки, а дети ищут соответствующие буквы в разрезной азбуке, закрепляют разницу между звуком и буквой в опоре на схему (см. Приложение). 7. Чтение слогов с буквами А, О,У, И, Ы, К. Логопед: «К каждой букве А, О, У, И, Ы присоедините букву К, прочитайте слоги (АК, ОК и т.д.). Теперь поменяйте буквы местами и прочитайте слоги (КА, КО и т.д.)». Дети выполняют задание. 8. Определение позиции звуков в словах иголка, утюг, окно, шарик, дым, деление слов на слоги (составление слоговой схемы), знакомство с правилом «Сколько в слове гласных, столько и слогов»). Логопед: «Ребята, посмотрите на картинки. Назовите картинку и скажите, какой именно из заданных звуков присутствует в их названии. Где находится этот звук?». Дети называют картинку, определяют позицию гласного звука в слове и с помощью дидактического пособия «Звуковой поезд» ставят фишку красного цвета на 1, 2, или 3 вагон в зависимости от позиции звука (см. Приложение). Логопед вывешивает на доске схему для слогового анализа и дает опорный символ, обозначающий «Слог» — яблоко и часть яблока: «Ребята, теперь определите, сколько в этих словах слогов и нарисуйте в своих тетрадях слоговую схему» (см. Приложение). Логопед знакомит детей с правилом: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». 9. Физкультминутка. Логопед: «Давайте немного отдохнем. Изобразите гласные буквы с помощью движений и поз». Дети выполняют задание. 10. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки: тик-ток-так-тук-тык, чтение слов. Логопед: «А сейчас из букв составим слова и прочитаем их». III. Подведение итогов занятия, рефлексия. Логопед: «Ребята, с какой темой мы с вами сегодня познакомились? Какое задание вам запомнилось больше всего? Назовите гласные звуки и дайте им характеристику. Спасибо за работу!». Логопед отмечает ответы детей и хвалит их за проведенное занятие. Приложение Звук Гласный звук Слово и слог Схема для различения буквы и звука - Звуковой поезд (формирование позиционного звукового анализа) Слоговая схема
|