Влияние логоритмики на речевое развитие детей. |
Логопедия | |||
Автор: Павлова Елена Владимировна | |||
24.01.2020 19:47 | |||
Влияние логоритмики на речевое развитие детей. Аннотация: В статье описываетсякакую роль логоритмические упражнения играют в коррекции речевого развития дошкольника. Ритмические движения, игры, пение активизируют деятельность мозга ребенка, поэтому рекомендуют заниматься логоритмикой в доступной для детей форме. Ключевые слова: логоритмика, релаксация, игра, дошкольники. Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основа логоритмики — это движение, музыка и речь. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагают детям в сочетании с какой — либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. На подготовительном этапе используются упражнения на развитие:
Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса. Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка. Задачи:
Музыкально — ритмические движения — одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания Например: чередование ходьбы на носочках, в полуприседе: “Кусты, кустарнички” (тема “Деревья”); Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха. Например: Гусь (тема “Домашние птицы”) Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш” Упражнения для развития мелкой моторики. Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь! Игры на развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков. Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения. Например:
Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук. Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используются разнообразные оркестры детских инструментов: Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер — сюрпризов)
Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаются движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки. Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми, имеющими речевую патологию, нужно много петь. Если на I этапе разучивание песни происходит на 6-8 занятиях, то уже к концу II этапа дети быстрее запоминают слова, их пение становится выразительнее, дикция более четкой, многие дети удерживают дыхание до конца фразы. А к концу III этапа вокально-хоровые навыки, становятся, более совершенны и качественны. Игры: развивают память, внимание, плавность, координации движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение. Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние. Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми по показу взрослого, а впоследствии самостоятельно. Такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников. Список использованной литературы.
|