Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Дифференциация звуков [С]-[С"]»
Логопедия
Автор: Исаева Серафима Александровна   
15.10.2019 11:20

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Дифференциация звуков [С]-[С"]»Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Дифференциация звуков [С]-[С"]»

Цель: научить дифференцировать звуки [С]-[С"] в словах.

Задачи:

  • Автоматизация поставленных звуков
  • Совершенствование уровня развития фонематических процессов
  • Закрепление понятий: «звук», «слог», «буква», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твердый/мягкий звук», «глухой/звонкий звук», «ударение»
  • Предупреждение проявлений типичных ошибок чтения и письма
  • Закрепление навыка определения места звука в слове
  • Совершенствование навыка слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов
  • Закрепление образа буквы С
  • Развитие мелкой, артикуляционной, общей моторики
  • Развитие логического мышления и памяти.

Оборудование:

 

Индивидуальные зеркала, простые карандаши, цветные карандаши (красные, синие, зеленые), картинки на звуки [С][С"] из пособия Ткаченко Т.А. «Логопедическое лото в картинках»; картотека артикул. упражнений; приложения А, Б, В, Г (послед. по кол-ву детей); карточка с буквой С или магнитная буква.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Логопед: «Здравствуйте дети! Сегодня к Вам на занятие пришли гости, 2 девочки: Соня и Сима. Они пришли не просто так, они хотят с вами поиграть. Какой первый звук в имени Соня?».

Дети: «Звук [С]».

Логопед: «Верно! А в имени Сима?»

Дети: «Звук [С"]».

Логопед: «Молодцы! Девочки хотят, чтобы вы сегодня поиграли с этими звуками в разные игры и научились их различать!».

2. Артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков.

Логопед: «Но сначала нам нужно подготовить наши язычки и щёчки, и, конечно, потренировать звуки, которые Вы научились произносить».

(Используется основной комплекс артикул. упр-й; потешки и чистоговорки на звуки, поставленные у детей).

3. Основная часть занятия.

Логопед: «Теперь мы готовы для занятия. Давайте произнесём все вместе звуки [С] и [С"] и посмотрим в зеркала. Что у нас происходит с губками? Зубами? Где находится язычок?».

Дети: «Губы в улыбке, зубы сближены, язык за нижними зубами».

Логопед: «Верно! В зеркале мы видим, что ничего не меняется, хотя это разные звуки. Давайте полностью расскажем о них по нашей схеме.

Сначала возьмем звук Сони – [С]. Он гласный или согласный и почему?».

Дети: «Согласный, т.к. произносится с преградой».

Логопед: «Верно. Глухой или звонкий? Работает голос, как «барабанчик» или нет?».

Дети: «Глухой, т.к. голосок спит».

Логопед: «Молодцы! Твёрдый, как пенёк или мягкий, как подушка?».

Дети: «Твердый».

Логопед: «Верно! Звук [C] – согласный, глухой, твердый звук. А теперь расскажем о звуке Симы – [С"]».

Дети: «Звук [С"] – согласный, глухой, мягкий».

Логопед: «С этим заданием мы справились! Наши гости довольны!».

Дифференциация звуков с помощью пособия «Звуковые домики»

Логопед: «Посмотрите на эти домики. Как вы думаете – кто из девочек живет в синем домике? А кто в зеленом?».

Дети: «В синем – Соня, а в зеленом – Сима».

Логопед: «Почему? Подскажу вам – по первым звукам это легко объяснить».

Дети: «Так как в имени Сони первый звук [С] – твердый, в схемах обозначается синим цветом; а в имени Симы первый звук [С"] – мягкий, в схемах обозначается зеленым цветом».

Логопед: «Молодцы! А теперь мы будем «расселять» наши картинки по домикам (пособие Ткаченко Т.А.). Умницы! А теперь мы немножко отдохнём».

Физминутка

Покачайтесь, покружитесь Встаньте на носок, на пятку.
Потянитесь, распрямитесь, Поскачите-ка в присядку.
Пошагайте, пошагайте. Глубоко теперь вдохните,
Приседайте, приседайте! Сядьте тихо, отдохните!

Работа с раздаточным материалом

Логопед: «Теперь мы готовы выполнить следующее задание наших гостей. Возьмите по листочку». (Выдается каждому ребенку на листе А4).

Выполняем задания:

  1. Обведите картинки, которые начинаются на звук [С].
  2. Определите место звука [С] в названии картинок. Соедини рисунок с нужной схемой.
  3. Напишите несколько букв С. Какие звуки она обозначает на письме?
  4. Под картинками нарисованы квадраты. Раскрасьте один квадрат синим карандашом, а другой зеленым. Какие звуки обозначаем синим цветом? А зеленым?
  5. В названиях нарисованных предметов «спрятались» звуки [С][С"]. Определите, в каких словах какой слышится звук и соедини с нужным квадратиком.
  6. Возле каждого предмета нарисована полоска — схема слова. Разделите слова на слоги и покажите это на схеме. Поставьте ударение. Сколько слогов в словах?
  7. Под схемой слов «серьги» и «сумка» пишем звуковые схемы слов с помощью цветных карандашей».
  8. Итог занятия

Логопед: «Наше занятие подошло к концу. Кто приходил к нам сегодня в гости?»

Дети: «Соня и Сима».

Логопед: «Какие звуки они нам помогли различать?»

Дети: «Звуки [С][С"]».

Логопед: «Правильно! Не путайте эти звуки. Они похожи, но они разные. До свидания!».

Список использованной литературы

  1. Бурдина С.В. Логопедические тетради на разные звуки. — Киров: ИП Бурдина, 2013
  2. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбомы для дошкольника. – М.: ГНОМ и Д, 2007
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в группе для детей с ФФН. 2 период. Пособие для логопедов. — 2-е изд. -М.: ГНОМ и Д,2001.
  4. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  5. Ткаченко Т.А. Логопедическое лото в картинках. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2013.
  6. Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  7. Старинина В.Р., Гутенева А.В. Грамотный дошкольник. – М.: Национальный книжный центр, 2015
  8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. -М.: ГНОМ и Д, 2000
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. — М.Просвещение, 2010.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год