Конспект занятия «Лаборатория «Органы чувств»». |
Логопедия | |||
Автор: Ивочкина Наталия Александровна | |||
14.10.2019 10:36 | |||
Конспект занятия «Лаборатория «Органы чувств». Автор: Ивочкина Наталия Александровна, воспитатель логопедической группы, 1 кв. к. г.Орел, МБДОУ ЦРР — детский сад №23 г.Орла Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности с использованием личных ощущений. Задачи: Обучающая: продолжать формировать представление детей о необходимости языка, как органа чувств, при восприятии окружающего мира; Развивающая: знакомить детей с новыми способами обследования органов чувств обогащая их сенсорный опыт; продолжать развивать умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения;
Воспитательная: воспитывать любознательность, бережное и осознанное отношение к своему здоровью; приобщать их к ценностям здорового образа жизни; Возраст воспитанников: старший дошкольный (6-7лет) Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская. Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевая. Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, просмотр мультфильмов, чтение книг: Г. Юдин «Главное чудо света» и «Занимательная анатомия». Материалы и оборудование: телевизор, компьютер, набор разнообразных продуктов питания, салфетки, расческа, зубная щетка, вата, тарелочки, зеркала на подставке, ватные палочки, емкость с водой, шапочки, шпажки, одноразовая посуда. Ход занятия Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Нам пришло видеописьмо. Хотите узнать, что в нем? Проходите, располагайтесь перед экрана. Видеофрагмент «Здравствуйте, я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Мне интересно, что относится к органам вкуса? Как вы можете чувствовать вкусы?» Воспитатель: Ребята поможем роботу? Расскажем ему об органах чувств (ответы детей). Воспитатель: У нашего тела есть много помощников, они помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники? (ответы детей). Стихотворение «Органы чувств» Есть пять помощников на службе у тебя, Язык во рту, чтоб вкус понять, Воспитатель: Давайте посмотрим на экран. Назовите еще раз наших помощников. (СЛАЙД 1) Отгадав загадку, мы узнаем, о каком из органов мы сегодня расскажем роботу: Всегда во рту, а не проглотишь? (язык) (СЛАЙД 2) -Как вы думаете, какую работу выполняет наш язык? (ответы детей)
Воспитатель: У робота очень много вопросов. Чтобы ответить на все его вопросы, я предлагаю вам отправиться в лабораторию «Органы чувств» и провести интересные эксперименты. Вы готовы? Тогда превращаемся в младших научных сотрудников. (Дети надевают шапочки.) Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, правила безопасного поведения при проведении опытов. Правила: - Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя. - Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить. - Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на место. Приведи рабочее место в порядок. Приведи в порядок свою одежду. Приступаем к исследованиям и опытам. Эксперимент №1: Лаборатория «Вкуса» На тарелки: сахар, соль, лимон (дольки на шпажках), горчица. Цель: Определить вкус с помощью рецепторов языка. - Как определить вкус пищи: сладкая, горькая, кислая, соленая? (надо попробовать) Вывод: Нам удалось определить вкус продуктов с помощью ощущения язычка. Благодаря тому, что язык имеет вкусовые рецепторы, мы отличаем различные вкусы. Посмотрите, определенная часть языка отвечает за определенный вкус. (СЛАЙД 4) Эксперимент №2 «Зеркальная» лаборатория - Можно увидеть вкусовые рецепторы, если рассмотреть язычок. Как это сделать? Какой предмет нам понадобится? (зеркало) -Давайте посмотрим в зеркало на свой язык? - Что вы видите на поверхности язычка? Он шершавый. На нем бугорки. Ученые их называют рецепторы. (СЛАЙД 5) Они распознают вкус. Бугорочки на кончике языка чувствуют сладкое и солёное. Бугорочки, расположенные по бокам языка, чувствуют кислое, а находящиеся в задней части – горькое. Эксперимент №3: Лаборатория «Нюхачей» Цель: Доказать взаимосвязь органов вкуса и запаха. (СЛАЙД 6) Воспитатель: Для чистоты эксперимента, уважаемые коллеги, нам нужно завязать глаза и при помощи носа определить продукты (хлеб, лук, шоколад, яблоки, мандарин, лимон) Дети по запаху пытаются определить продукт, затем воспитатель предлагает снять повязку и посмотреть верны ли были ответы детей) Воспитатель: Как вы определили, что за продукт находиться в лабораторной чашечке (ответы детей). Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю закрыть нос и вдыхать запах продукта ртом. (Воспитатель подносить чашечки с ранее предложенными продуктами). Вдыхая воздух только ртом, невозможно определить продукт по запаху. Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей). Необходимо пробовать продукт на вкус. Воспитатель: При нарушении обоняния меняется вкус продукта, при нормальном обонянии, вкус продукта ощущается гораздо лучше. Эксперимент №4: «Речевой тренажер» Воспитатель: Ребята, язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки. Для того, чтобы язык был чувствительным, подвижным и правильно произносил звуки необходимы специальные упражнения. (СЛАЙД 7) Воспитатель: Давайте сделаем эти упражнения для своих язычков. Но для этого мы возьмем зеркала, что бы наблюдать правильность исполнения. Артикуляционная гимнастика: «Лягушка» (Заборчик) Улыбаюсь, как лягушка, (Растянуть губы в улыбке, обнажив зубы. Удержать под счет 1-5. Упражнение повторить 3-4 раза.) «Слоник» Подражаю я слону – (Вытянуть вперед сомкнутые губы «трубочкой» и удержать их под счет Повторить упражнение 3-4раза.) «Часики» Тик-так, тик-так, (Рот раскрыт. Тянуться языком то к правому, то к левому уголку рта.) «Почистим зубки» Язычок, как щетка: (1. Губы в улыбке, рот открыт, кончиком языка «чистить» за нижними зубами 7-8 раз. 2. Губы в улыбке, рот широко открыт, кончиком языка «чистить» за верхними зубами. Повторить 7-8 раз.) «Оближем губки» Чтоб варенье с губ убрать, (Рот широко открыт. Широким языком облизать губы (слева- направо и справа- налево). Выполнить 5-7 раз). Эксперимент №5: Лаборатория «Здоровья» Воспитатель: Язык может многое рассказать о здоровье человека. Когда к нам приходит врач, он обязательно просит показать нас нам язык. На языке может быть налет или другие признаки заболевания. (СЛАЙД 8) -А нужно ли ухаживать за языком?
Воспитатель: Расческа пусть будет рядом зубов, а кусочки ваты между ее зубами – это «кусочки пищи», застрявшие в зубах. Возьмите зубные щетки и попробуйте почистить эти «зубы» справа налево, а теперь повторите движения вверх- вниз. Получилось почистить? А теперь поучимся как правильно чистить зубы, язык и небо. (видео) Итог: -Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь роботу? -Давайте вспомним какие опыты мы с вами провели? -Какой эксперимент для вас был самый интересный? -Что нового вы узнали о язычке? Видеофрагмент. Робот говорит: - Огромное спасибо вам, ребята. Без вашей помощи я бы не узнал об органах вкуса. Вы мне очень помогли! До новых встреч! Воспитатель: Какое приятное путешествие в Лабораторию «Органы вкуса». Оно полезно не только роботу и нам. Сюрпризный момент: - Я хочу угостить вас яблоками, которые содержат много витаминов. Они полезны для всех наших органов.
|