КОНСПЕКТ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика, подсказки, как организовать занятия дома» |
Логопедия | |||
Автор: Колчанова Анастасия Сергеевна | |||
20.03.2019 13:21 | |||
КОНСПЕКТ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика, подсказки, как организовать занятия дома» Колчанова Анастасия Сергеевна ГБОУ Школа 2103 гор. Москва Учитель-логопед Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях Задачи:
Оборудование: Зеркала, книга «Уроки логопеда», презентация «Артикуляционная гимнастика», демонстрационный материал для дыхательной гимнастики, доска, мел, конфеты чупа-чупс.
Вступительная часть: Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ. языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома
Практическая часть Логопед: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Каждому из вас выданы описания артикуляционных упражнений, которые вы будете выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить. Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение, используя иллюстрации из книги «Уроки логопеда». (Родители выполняют упражнения "Улыбочка", "Трубочка", «Улыбка-Трубочка», «Иголочка», «Бегемотики» ( «Окошко»), «Месим тесто», «Блинчик» ( «Лопаточка»), «Чашечка», «Лошадка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Парус», «Пароход гудит»). Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не займет у вас много времени, но принесет огромную пользу вашему ребенку. Регулярные, ежедневные упражнения позволят значительно ускорить постановку и введение в речь поставленных звуков. Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками и другими предметами которые всегда есть под рукой. «Воздушный футбол» Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), сдуть с ладошки разноцветные листочки ( «Листопад»), снежинки из бумаги, стрекозки-бабочки (из разноцветной бумаги). «Поющая бутылочка» Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук ( «гудит пароход»). Это очень нравится детям. «Шторм в стакане» Подуть в трубочку стоящую в стакане с водой, чтобы водичка забурлила. Как вариант, можно предложить ребенку подуть в специальный мыльный раствор (при условии, что ребенок умеет уже дуть в трубочку, а не будет всасывать жидкость в себя) На что обязательно обратить внимание при выполнении упражнений:
«Кораблики» Вытянуть губы вперед, направить воздушную струю на кораблик, заставив его проплыть от одного «берега до другого» (от одного края тазика до другого) Свеча. Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. «Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Усложнение: На кончик носа положить кусочек ватки (1. 5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Обратите внимание!
«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом, слизывание варенья или сгущенки с блюдца). Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.
|