Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР» |
Логопедия | |||
Автор: Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель. | |||
15.03.2019 22:54 | |||
Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
Мурманская область г Мончегорск МАДОУ №5 Цель – Познакомить родителей с игровыми способами развития фонематического слуха у детей с ОНР. Задачи:
Материал: презентация «Развитие фонематического слуха», аудиозаписи природных и бытовых шумов, буклет для родителей «Игры для развития фонематического слуха у детей», подборка речевых игр.
Ход: I. Вступление. Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребёнок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Грамотная, четкая, правильная и лексически богатая речь очень важна для человека. Развитие речи должно основываться на фонематическом восприятии. Но если у ребёнка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. Например: ребёнок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:
Речевой и неречевой слух. Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Система человеческого слуха имеет неречевой и речевой слух, как две самостоятельные формы. Неречевой слух – это восприятие и способность ориентироваться в неречевых звуках, к которым относятся музыка, природные и бытовые шумы. Вот сейчас посмотрим, у кого хорошо развито слуховое внимание и неречевой слух, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (аудиозаписи бытовых и природных шумов). Понятие речевого слуха. Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. При этом происхождение услышанных слов неважно – они могут быть взяты из родного языка или иностранного. Речевой слух делят на:
Речевой слух позволяет осуществлять контроль над произносимым текстом, приспосабливаться к тону собеседника, контролировать слуховое восприятие речи и звучание собственного голоса. При нарушениях речевого слуха возникают проблемы обучения чтению и письму. Что же такое «фонематический слух»? Фонематический слух (фонематика) – различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. Это способность, позволяющая:
- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (например, банка – кабан, кот – ток) - различать слова, отличающиеся одной фонемой. Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой и имеют совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, что-то точно, а что-то очень приблизительно. Пример, «игла» превращается во «мглу», «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д. Фонематическое восприятие. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (значит различать звуки, например: Мишка – миска, коза – коса, крыша, крыса) все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ. Фонематическое восприятие– первая ступень в овладении грамотой. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов и слов. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить детей правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна. Прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребёнку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. II. Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе поиграем в игры, которые помогут развить фонематический слух у ваших детей. Вы выступите в роли детей. 1. Игра «Будь внимательным!» Цель: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например: звук [р]: л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н; ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ; нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина. 2. «Звуковая цепочка». Цель: развитие слухового внимания, памяти. Предлагаю прослушать цепочки звуков (звуковой ряд, сначала внимательно её послушай, а затем повторить их. Постепенно объём цепочки увеличивается. Затем в звуковые ряды вводятся согласные звуки. Рекомендации: самое главное – постепенное увеличение объёма, но перед этим обязательно убедитесь, что ребёнок легко справляется с предыдущим упражнением. 3. Игра «Назови картинки». Цель: учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ш]. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка. 4. Игра «Придумай имя». Цель; учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например: [н] – Настя, Надя, Наташа; [в] – Ваня, Валера, Вася, Валя. 5. Игра «Назови последний звук в слове». Цель: учить выделять последний звук в слове. Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [м], дуб – [п]. Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]). 6. Игра «Отгадай слово» (карточки). Цель: учить составлять слова по первым звукам предметов на картинках. Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса). 7. Игра «Определи место звука в слове». Цель; развивать умение определять место звука в слове (начало, конец, середина). Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце слова. Например: звук [ш] в словах: мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине). 8. Игра «Прохлопай слова». Цель: учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например: ма-ли-на (3 слога). Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой приём: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове. 9. Игра «Позови слово». Цель: учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом. «Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится в слове более длительно, протяжно. Например: «ноооты» – ударный гласный [о]. 10. Игра «Твёрдый-мягкий» Цель: учить определять на слух твёрдый или мягкий звук в начале слова. Выкладываются на стол предметные картинки и два домика – синий и зелёный. К синему домику будем подбирать предметные картинки, названия которых начинаются с твердого звука, а к зелёному домику предметные картинки, название которых начинается c мягкого звука. 11. Игровое задание «Составь звуковую схему слова» (карточки со словами; цветные кружочки). III. Рефлексия. Экспресс-тест: Выберите один из вариантов ответа: 1. Фонематический слух это: а) способность различать речевые звуки; б) способность различать фонограммы; в) способность различать музыкальный фон. 2. Неречевой слух это: а) умение анализировать услышанные звуки речи; б) восприятие и способность ориентироваться в неречевых звуках. Самопроверка: на доске написаны правильные варианты ответов: (А, Б). Обсуждение результатов самопроверки. Рефлексия. Предлагаем поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового. Родители по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с экрана: Мне понравилось … Сегодня я узнала…было интересно…было трудно…я выполняла задания… Я поняла, что…теперь я могу… Я почувствовала, что…я приобрела… Я научилась…я попробую… меня удивило… мне не понравилось… Обмен впечатлениями от встречи, раздача буклетов для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей» с описаниями игр, представленных выше. IV. Заключение. Наша встреча подошла к концу. Если у вас возникли вопросы, мы будем радs на них ответить. Надеемся, что смогли убедить Вас в необходимости развития фонематического слуха у детей и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребёнку хорошо подготовиться к школе.
|