Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р] – [Л]». |
Логопедия | |||
Автор: Баранова Лидия Викторовна | |||
24.03.2019 21:35 | |||
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р] – [Л]». Цель: учить различать на слух и на письме звуки [Р] и [Л] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционные:
Развивающие: 1. Развивать словесно-логическое мышление. Воспитательные: 1. Воспитывать коммуникативные навыки. Оборудование: предметные картинки, тетради, цветные ручки, мяч, карточки с заданиями.
Ход занятия:
Логопед: «Послушай имена мальчиков и определи последний звук: Артур, Виктор, Владимир. Выдели первый звук в кличках животных: Лаки, Лэйс, Лора. С какими звуками мы сегодня будем работать? Мы сегодня работаем со звуками [Р] и [Л]».
1. Знакомство с темой занятия. Логопед: «Где находится язычок, когда мы произносим [Р]? За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает. Губы полураскрыты, зубы разомкнуты. Где находится язычок, когда мы произносим [Л]? Он поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны. 2. Уточнение характеристики звуков [Р] и[Л]. Звук [Р] какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий. Звук [Л] какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий. 3. Словарный диктант. Логопед: «Вот картинки животных. Распредели их на две группы: в левый столбик со звуком [Л] (логопед показывает карточку с буквой Л), в правый – со звуком [Р] (логопед показывает карточку с буквой Р): лиса, жираф, тигр, слон, зебра, волк, дельфин, корова, лошадь. В каком столбике картинок больше: в правом или в левом? Запиши слова в левый столбик и в правый. В левом столбике слова, с каким звуком? А в правом? Раздели слова на слоги. В каких словах один слог? (слон, волк, тигр), два слога (лиса, дельфин, лошадь, жираф, зебра). В каком слове три слога? (корова)». 4. Задание «Какая буква пропала?». (Работа по карточке №1). Ко_есо, ха_акте_, п_акат, в_ево. Ко_идо_, ап_е_ь, _азме_, п_и_ода. Гене_а_, зе_ка_о, ба_е_ина, п_охо. Логопед: «Прочитай слова, определи пропавшую букву. Какое слово «лишнее»? Почему оно лишнее?». 5. Игра с мячом «Наоборот». Логопед: «Я говорю слова, ты заменяешь [Р] на [Л]: рама – лама, город – голод, рис – лис, игра – игла, жарко – жалко, рак – лак». 6. Пальчиковая гимнастика. Логопед: «В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому. Указательный и средний Безымянный и последний. Сам мизинчик малышок. Постучался на порог. Вместе пальчики друзья Друг без друга нам нельзя». 7. Задание «Составь предложение из заданных слов». Логопед: «Я говорю слова, а ты составь из них предложение, изменяя их по смыслу: Володя, карандаш, купила, красный, мама. Укладывать, Рая, в кроватку, кукла, спать». Запись предложений в тетрадь. «Подчеркни одной чертой букву Л, двумя чертами — букву Р». 8. Логопед: Послушай стихотворение и запомни слова со звуком [Р]: Начинается считалка: На берёзу сели галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. Логопед: «Назови слова, которые ты запомнил. А теперь запомните слова со звуком [Л]. Слов, с каким звуком меньше?».
Логопед: «Какие звуки приходили к нам в гости? Дай им характеристику».
|