Опыт работы учителя-логопеда с ребенком с нарушением слуха и с ребенком с синдромом Дауна»
Выступление. Семинар «Инклюзивное образование в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО».
Назаренко Е.В. Учитель-логопед I квалификационной категории. МБДОУ №52 «Матрешка» с. Кулешовка Азовского района
МБДОУ №52 «Матрешка» с. Кулешовка Азовского района посещают ребенка с ОВЗ.
Моей главной целью всей коррекционно-развивающей работы является – создание специальных условий и подбор методов и средств работы, способствующих развитию всех компонентов речевой системы.
Скачать конспект
Задачи логопедической работы являются:
- Занятия по развитию слухового восприятия;
- развитие тонально-ритмической стороны речи;
- расширение и обогащение словарного запаса;
- развитие слоговой структуры слова;
- формирование предпосылок фразовой речи.
Логопедические занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме. И в процессе занятий я реализую поставленные задачи.
Одним из условий в реализации поставленной цели является организация предметно-пространственной развивающей среды, подбор дидактического материала, развивающих игр и пособий с учетом структуры дефекта и особенностей детей.
У Андрея наблюдается нарушение слуха. Разговорная речь на расстоянии более 0,5 метра и шепотная речь не воспринимается. При первичной диагностике у ребенка отмечалось отсутствие общеупотребительной речи, выраженные трудности понимания обращенной к нему речи, вербальная коммуникация была строго ограничена, речевое подражание отсутствовало, фонематическое восприятие было не сформировано (грубо нарушено).
- На индивидуальных и на подгрупповых занятиях я работаю над развитием артикуляционного аппарата и на развитием речевого дыхания. С ребенком выполняем следующие упражнения: артикуляционная гимнастика, миогимнастика; тренируем с помощью специальных упражнений мышцы глотки и мягкого нёба, выполняем дыхательные упражнения.
- Так как одной из важных задач обучения и воспитания ребенка с нарушением слуха является формирование устной речи, я провожу работу по развитию активной речи, слухового аппарата и слуховой памяти. Картинный материал подбирается в строгой последовательности, в соответствии со степенью усвоения произношения определенной слоговой структуры.
- В соответствии с возрастом ребенок осваивает элементы грамоты.
- Также на индивидуальных занятиях развиваем тембр и силу голоса с помощью сопряжено-отраженного произношения междометий. В соответствии с изображением на картинке, ребенок меняет окраску, модуляцию, высоту, интонацию голоса.
- В игровых ситуациях, вслушиваясь в речь логопеда, ребенок выполняет инструкции. С помощью таких упражнений пополняем пассивный и активный словарный запас существительными, глаголами и прилагательными; и также учим ребенка выполнять инструкции «покажи где», «возьми» и т.д. Проводится работа по развитию эмпрессивной речи, слухового внимания и памяти. В игровых ситуациях, вслушиваясь в речь логопеда, ребенок выполняет инструкции (например, пополнение словарного запаса существительными «Покажи где утка?, покажи где нос? И т.д.»; пополнение словарного запаса глаголами «Покажи где мальчик сидит?, где мальчик стоит?, встань, сядь, иди», пополнение словарного запаса прилагательными «где красный?, синий?, желтый? И т.д.). Данные упражнения способствуют обогащению словарного запаса ребенка, активизируют интерес к речи как к средству познания окружающего мира, формирует мотивацию общения.
- Проводится работа по формированию неречевого слуха. При разработке содержания занятий сначала использовали более громкие звучания (барабан, бубен); звуковой материал соотносили с конкретным предметом, действием или их изображением. Неречевое слуховое восприятие развиваем в процессе узнавания и дифференциации неречевых звуков (жук-комарик, свистит чайник-змея). Данные упражнения формируют умение различать звуки, схожие между собой, способствуют улучшению слуховой чувствительности.
- Развиваем слоговой ритм путем произнесения или отстукивания простых слогоритмов с одновременным проговариваем. Благодаря предложенным заданиям у ребенка формируется фонетическая сторона речи. Развиваем тембр и силу голоса (ребенку предлагается произносить междометия «ах, ох, ну, ой, и т.д.» в соответствии с изображением на картинке, при этом меняем окраску, модуляцию и высоту голоса; также следующее задание предлагается для развития силы голоса «громко-тихо», ребенок в соответствии с изображением произносит звук шепотом, тихо, громче и очень громко; развиваем слоговой ритм путем произнесения или отстукивания простых слогоритмов с одновременным проговариваем «па, па-па-па»).
Андрей посещает занятия с радостью, предложенные задания Андрей выполняет с большим интересом. Работая в данном направлении, я вижу свои результаты работы. Андрей стал понимать речь окружающих, произносить слова, различать неречевые и речевые звуки, научился слушать голос взрослого и также взаимодействовать в социуме.
Я уверена, если продолжать данного рода работу, то у ребенка будет разговорная речь.
Работая с Макаром, одной из главных моих задач является развитие речевого дыхания. Так как, известно, что у Макара с его особенностью затруднено дыхание, речевой выдох не сформирован, выявляется рассеянная воздушная струя.
Также я работаю над развитием внимания и сосредоточения на предмете, ребенок учится акцентировать произвольное внимание.
Благодаря развитию мелкой моторики, выполнению пальчикового массажа, мы развиваем тактильные ощущения, Макар эмоционально расслабляется и успокаивается.
Дополнительно мы занимаемся песочной терапией. Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии основных процессов познания и мышления, развитию зрительной памяти. Особое значение имеет развитие тонкой моторики кисти, и именно поэтому в коррекционной работе с Макаром весьма эффективен метод песочной терапии.
Макар с первого занятия вошел со мной в контакт, не было эмоционального барьера.
Макар добрый, светлый мальчик, всеми нами любимый. Любовь к детям прежде всего, особенно к особым детям.
|