Преодоление общего недоразвития речи III уровня у дошкольников старшего возраста в рамках логопедической работы по средствам развития слухоречевой памяти |
Логопедия | |||
Автор: Турчанинова Анна Алексеевна | |||
06.10.2021 20:37 | |||
Преодоление общего недоразвития речи III уровня у дошкольников старшего возраста в рамках логопедической работы по средствам развития слухоречевой памяти Турчанинова А. А., Учитель-логопед МБДОУ г. Иркутска детский сад № 5 В настоящее время отмечается прирост дошкольников, имеющих вариативные речевые нарушения. Одним из часто диагностируемых речевых нарушений является общее недоразвитие речи (далее ОНР). ОНР — сложное речевое нарушение, при котором отмечается несформированность основных ведущих речевых компонентов: фонематического слуха, звукопроизношения, лексико-грамматических средства языка, слоговой структуры, связной речи, а также нарушение иннервации речевого аппарата, при наличии сохранности физического слух и интеллекта. ОНР
Специфику нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, не вправе рассматривать, как отдельный, изолированный, «локальный» барьер. Наличие общего недоразвитие речи у дошкольников имеет прямую взаимосвязь с недостаточным уровнем сформированности ВПФ (внимания, мышления, памяти). Данная взаимосвязь имеет между собой цикличность, т.е. с одной стороны неполноценность развития ВПФ влечёт за собой «сбои» т.е. нарушения формирования речевых компонентов. С другой стороны речь, как самостоятельная единица, способствует формированию, совершенствованию и перекодировки психических функций. При ОНР у большинства дошкольников старшего возраста, одним из нарушенных речевых компонентов является слухоречевая память, поскольку овладение речевым навыком скоординировано с возможностями обработки информации и дальнейшего ее хранения и воспроизведения. Память детей дошкольного возраста носит не произвольный характер. Ребёнок не ставит перед собой конкретной цели запомнить определенный процесс или вид деятельности. Процессы запоминания и припоминания независимы от сознания и воли дошкольников. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Любому ребенку легче запомнить эмоционально окрашенный материал, который был усвоен в продуктивной и непосредственной деятельности и произвел на него огромное впечатление, и то, что дошкольнику было интересно. Современный образ жизни детей является тотально компьютеризированным. Данный социальный фактор в большей степени скоординирован на зрительной модальности, в ущерб слуховой. В связи с этим у детей дошкольного возраста отмечаются трудности в развитии слухоречевой памяти, что в свою очередь отрицательно сказывается на развитии речи, как на лексико-грамматическом уровне развития речи, так и на звукопроизношении. Так же на низкий уровень слухоречевой памяти оказывает большое влияние тип доминантности полушария. Следует отметить, что за нарушение объема памяти обычно связано с дисфункцией левого полушария головного мозга, а с дисфункцией правого полушария связывают трудности воспроизведения порядка предъявляемого материала. Своевременное выявление недостатков речеслуховой памяти и последующая их коррекция позволяет достигнуть большей результативности в процессе логопедической работы по коррекции и преодоления общего недоразвития речи и наиболее успешно подготовить детей к началу школьного обучения. На сегодняшний день, развитие слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, является одной из главных задач коррекционно-развивающего обучения. Это связано с тем, что ее социальная значимость и функция в формировании личности ребенка с речевыми нарушениями очень важна, так как вся его дальнейшая жизнь будет связана с запоминанием большого потока информации. Одной из традиционной форм развития слухоречевой памяти является использование мнемотаблиц. Основная её значимость – воспроизведение информации с помощью конкретного наглядного материала. Для детей дошкольного возраста, как нормотипичных, так и с тяжелыми нарушениями речи, очень важно и значимо наличие конкретного предмета перед глазами и его назначение. Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. У ребёнка с нарушением слухоречевой памяти, компенсаторной частью, являются зрительные анализаторы, позволяющие соотносить фонемную оболочку информации с конкретным предметом/действием. Мнемотехника использует простые механизмы памяти мозга и дает возможность полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эта техника характеризуется тем, что информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, их в свою очередь можно легко запомнить, образовывается ассоциативная связь и именно данный вид информации запоминается намного быстрее и надолго. Следовательно, с точки зрения нормальной памяти, чем сложнее информация, тем проще она запоминается методами мнемотехники. Так же для развития слухоречевой памяти в рамках коррекционно-логопедической работы, как в индивидуальной форме, так и фронтальной используется дидактические игры и упражнения. Именно игра, как ведущая деятельность дошкольника мотивируют ребенка, создает атмосферу заинтересованности и успешности. В своей работе, по развитию слухоречевой памяти, я начинаю с заданий и игр, которые содержут короткие по слоговой структуре языковых единиц и по мере усвояемости материала, слоговая структура и содержимое — увеличивается. Это позволяет ребёнку, последовательно и постепенно наращивать объем запоминаемой информации. Ниже приведены упражнения по развитию слухоречевой памяти у дошкольников 5-6 лет: Упражнение «Повтори не ошибись» Оборудование: кубики (карандаши, камушки, мячики) Перед ребёнком лежат несколько предметов (3-4), желательно одной формой либо одним цветом. Взрослый обращает внимание ребёнка на каждый предмет, и произносит конкретный слог/слово/фразу сначала сам (как образец), потом вместе с ребёнком, на третий раз, ребёнок воспроизводит цепочку языковых единиц самостоятельно. Упражнение «Поезд» Оборудование: 3 листа бумаги, цветные карандаши, фигурки животных (или сюжетные картинки) Взрослый предлагает ребёнку на каждом листе нарисовать и раскрасить поезд с вагонами (на одном листе — один вагон). На каждом вагоне прописываются цифры от 1 до 3. После того, как наш поезд готов, взрослый просит ребёнка рассадить животных по своим вагончикам, например: – Мишка едет в вагоне номер 1 – Зайка в вагоне номер 2 – Вол в вагоне номер 3 Постепенно взрослый усложняет инструкцию (по возможностям ребёнка), например: – В первом вагоне ехали белка и лиса – Во втором – ежик – В третьем – лиса и волк Упражнение «Запоминай и выполняй» Взрослый предлагает ребёнку запомнить и выполнить несколько простых действий: – «Встань, подойди к полке, возьми собачку и зайчика». – «Собачку поставь на стол, а зайчика — на большой стул» Желательно, чтобы ребенок проговаривал совершаемые действия вслух. Если у ребёнка в ходе выполнения задания, возникают трудности, то целесообразно инструкцию к выполнению разделить на несколько частей Интересное наблюдение! Для очень активных детей, которым быстро наскучивают задания, требующие усидчивости и удержания внимания, такие инструкции просто необходимы. Попробуйте чередовать несколько минут серьезного упражнения и такие веселые приказы: вы увидите, что ребенок будет просить вас позаниматься с ним серьезно. Ведь после каждого серьезного задания будет веселая беготня, и найдется, куда приложить неуемную энергию без запретов и ограничений. Упражнение «Угадай, что это?» Оборудование: подготовить предметы из различного материала: бумага, карандаш, пластмассовый стаканчик, кусочек ткани, орехи, деревянный кубик. Взрослый предлагает ребёнку послушать, какие звуки можно извлечь из различных предметов. Затем ребенок отворачивается, а ведущий производит звук каким-либо предметом. Ребенок должен определить, что это было. После ответа ребенок проверяет свой ответ опытным путем. Дидактическая игра «Магазин» Оборудование: игрушки фруктов, овощей, ягод, детская сумочка (продуктовая корзинка) Ребенку предлагается запомнить продукты, которые нужно купить в магазине, (желательно количество предметов начинать с 3-4). Взрослый дает ребёнку детскую сумочку. Пусть отправляется за покупками за ближайший поворот в группе. Упражнение «Снежный ком» Оборудование: мячик (либо снежный ком сделанный из бумаги) Взрослый называет ребёнку любое слово. Ребенок должен это слово повторить и придумать свое. Затем следующие слово снова называет взрослый (либо другой ребёнок если занятие групповое), при этом не забывая повторять уже названные слова Таким образом, количество слов нарастает как снежный ком, а объем слухоречевой памяти возрастает! Упражнение «Повтори наоборот» Взрослый называет цепочку из слов, а ребенок повторяет их в обратном порядке. Постепенно взрослый усложняет правила игры и произносит не одно слово, а смысловую фразу/предложение: Например, мама купила в магазине куклу и машинку. В этом случае ребенок сознательно запоминает названия предметов и их последовательность, а начало предложения можно определить логически. Упражнение «Сколько кубик показал, столько я и слов назвал» Оборудование: игральные кости Взрослый предлагает ребёнку поиграть с волшебным кубиком. Он называет 6-ть слов, затем ребёнок кидает кубик, какое количество точек будет на кубике, столько слов ребёнок должен произнести. Для интереса можете продублировать названные слова предметами (только прикройте их платком). Если выпадет грань кубика с шестью точками и ребенок назовет все слова.
|