Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Логопедический проект «От звука к букве» с использованием инновационной технологии конструктора ТИКО
Логопедия
Автор: Локтионова Надежда Анатольевна   
06.10.2021 14:04

Логопедический проект «От звука к букве» с использованием инновационной технологии конструктора ТИКОЛогопедический проект «От звука к букве» с использованием инновационной технологии конструктора ТИКО

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МОРОШКА»

Выполнил: Учитель-логопед Локтионова Надежда Анатольевна Первая квалификационная категория п.Куть-Ях 2021

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

 

Скачать конспект

Основной целью современной логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения детей с расстройствами речи. Эффективность коррекции речи зависит от многих факторов и в частности от возможности правильно диагностировать речевой дефект. В последнее десятилетние резко возросло число дошкольников с речевой патологией. Дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются неготовыми к началу школьного обучения. И прежде всего это отрицательно сказывается на овладении ими грамотой.

В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа с дошкольниками должна учитывать особенности развития и специфических образовательных потребностей детей с нарушениями речи. Поэтому развитие речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Все ученые подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей с нарушениями речи и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

Одним из оптимальных вариантов проектного обучения, сочетающего в себе естественные науки с современными технологиями, является инновационная разработка ТИКО, которая соответствует требованиям ФГОС ДО. Конструктор ТИКО можно использовать для совместной деятельности с детьми с нарушениями речи.

Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо строить процесс обучения так, чтобы он был занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребенка. Уникальным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс развития речи у детей дошкольного возраста, а также, в силу своей вариативности, является технология ТИКО. Взаимодействуя с конструктором ТИКО, дети тренируют пальцы, развивая мелкую моторику. Это оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следственно и на развитие речи.

На сегодняшний день многие педагоги на базе своих образовательных учреждений самостоятельно ведут работу с детьми, используя конструктор ТИКО и обогащая тем самым общую палитру приёмов развития способностей детей дошкольного возраста.

Использование в работе учителя-логопеда конструктора ТИКО эффективно решает задачи по формированию произносительных возможностей и создает артикуляционную базу, которая обеспечивает наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Успешная коррекционная – логопедическая работа осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий.

К общепедагогическим условиям относятся:

  • Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие;
  • Степень участия самого ребенка в коррекционном процессе, степень его инициативности;
  • Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, музыкального работника, воспитателей группы, и родителей;
  • Систематичность проведения коррекционно – развивающей работы;
  • Подчиненность заданий теме и целям занятия;
  • Разнообразие организационных и методических приемов работы;
  • Дозирование речевых и интеллектуальных нагрузок с учетом психолого – педагогических особенностей ребенка.

Специальными коррекционными условиями являются:

  • Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции;
  • Патогенетический обоснованный выбор коррекционных приемов;
  • Осуществление дифференцированного подхода в преодолении нарушений звукопроизношения при различных формах легкой степени дизартрии;
  • Опора на сохранные анализаторы при вызывании звуков;
  • Учет контекстуальных влияний при выборе лингвистического материала для закрепления навыков правильного произношения;
  • Коммуникативная направленность обучения;
  • Обязательная реализация следующих направлений коррекционно-логопедической работы на подготовительном этапе;
  • Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, коррекция речевого дыхания;
  • Нормализация мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитие произвольных движений мимической мускулатуры;
  • Формирование кинестетической и кинетической основы артикуляционных движений.

Мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное. Кроме того, по данным исследований Л.В. Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляционных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствуют сохранению звукопроизносительных дефектов речи. Поэтому в коррекционной работе логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи. Наглядные средства, такие как набор конструктора ТИКО «Звуки», «Логопедический набор №2»«Буквы», «Грамматика», позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным, формируя в создании ребенка «Физиологический образ звука»

Важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад при произношении звуков, умели рассказывать и показывать в каком положении находятся губы, зубы, кончик и боковые края языка, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой воздушной струи.

Использование рисунков – символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов и «подстраивать» свою артикуляцию до получения нормированного звука. А личностная включенность ребенка в коррекционный процесс благодаря увлекательной конструкторской деятельности и степень осознанности выполняемых действий в значительной мере повышает эффективность логопедической работы.

Применение в логопедической работе конструктора ТИКО актуально при всех формах дислалии, а особенно – при стертой форме дизартрии. При дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических (моторных) операций. Поэтому важнейшим направлением коррекционно – логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Работу рекомендуется осуществлять по двум направлениям с максимальным подключение всех анализаторов:

  • Формирование кинестетической основы движения;
  • Формирование кинетической основы движения.

Новизна проекта «От звука к букве» заключается в разработке игровых заданий для устранения пробелов фонетического, фонематического, грамматического строя речи, подготовки детей к овладению навыком чтения и письма, повышению мотивации ребёнка к обучению с использованием конструктора ТИКО.

Использование игровых технологий помогает развитию у детей не только интереса к занятию, но и к формированию потребности изучать звуковую сторону речи, а также будущие первоклассники в совершенстве владеют звуковым анализом, с легкостью подбирают слова к звуковым схемам.

Игры, упражнения, применяемые учителем – логопедом на занятиях, помогают научить ребенка не только выделять звук в словах и определять его позицию, но и развивают речевое дыхание (пение звуковых дорожек). При использовании предметных картинок дети учатся определять звук и давать его характеристику, а к концу года способны не только собирать слоги и слова, но и читать их.

Таким образом, инновационная технология ТИКО помогает решать целевые ориентиры ФГОС ДО по образовательной области «речевое развитие».

Актуальность проекта «От звука к букве»: обеспечение развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Целью проекта является устранение недостатков устной речи и профилактике письменной речи дошкольников посредством конструктора ТИКО.

Нами были поставлены следующее задачи:

  1. Разработать систему игр и упражнений с использованием конструктора ТИКО для коррекции речевых нарушений.
  2. Сформировать у детей артикуляционную. Базу для правильного произношения.
  3. Систематизировать игры и упражнения с применением конструктора ТИКО в зависимости от этапа коррекционной работы.
  4. Разработать методические рекомендации, для воспитателей и родителей по применению конструктора ТИКО в коррекционном процессе с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, деятельность с ТИКО конструктором обеспечивает включение педагога и детей в увлекательную, творческую деятельность, что дает толчок развитию познавательной активности и позволяет решать задачи коррекционно-развивающей работы и ФГОС ДО.

Внедрение в практику новых приёмов работы с применением конструктора ТИКО привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь, заинтересовывает ребёнка, концентрирует внимание и ненавязчиво осуществляются поставленные логопедом коррекционно-развивающие задачи.

Участники проекта: Дети, родители, учитель-логопед, воспитатели.

Возраст детей: 6-7 лет

Вид, тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации: 1 год.

Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

Предполагаемый результат:

  • Снижение количества детей с нарушениями речи.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Разработка информационно — методического материала для родителей и педагогов.

По окончании проекта «От звука к букве» дети будут:

Знать:

  • все звуки и буквы русского языка;
  • понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • что в слове один слог – главный, ударный;
  • классификацию звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

Уметь:

  • выделять слова в предложении, определять их место;
  • проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;
  • выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый — мягкий, звонкий — глухой);
  • делить слова на слоги, считать слоги в слове;
  • составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
  • пересказывать небольшие тексты;
  • дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами.

Владеть:

  • понятиями: звук, буква, слог, слово;
  • терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
  • связной, грамматически и фонетически правильной речью.

Формы работы с конструктором ТИКО «Грамматика»

1. Характеристика звука.

Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

  • красный (гласный звук)
  • синий (согласный твёрдый звук)
  • зелёный (согласный мягкий звук).

2. Характеристика буквы.

Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой буквы:

  • красный (гласная буква)
  • синий (согласная твёрдая буква)
  • зелёный (согласная мягкая буква)
  • белый (Ъ и Ь знаки).

3. Развитие фонематического слуха.

  • Подобрать и показать соответствующий заданному педагогом звук
  • «превращение» мягкого звука в твёрдый и наоборот.

4. Формирование звуко-слоговой структуры слов.

  • Послоговое составление слов (каждый слог в слове отделяем пробелом)
  • составление слов заданной слоговой структуры (слово из 1-2-3 слогов)
  • чтение слов по слогам.

5. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

  • Деление слога на отдельные звуки
  • составление и проговаривание слогов с заданными звуками
  • деление слов на слоги и звуки с подробной характеристикой каждого звука
  • составление и проговаривание слов с заданным звуком, с заданным местом звука в слове (начало, середина, конец слова).

6. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах.

  • Отраженное повторение за логопедом слогов, слов, наполненных автоматизируемым в речи звуком
  • составление и чтение слогов, слов с автоматизируемым звуком
  • самостоятельное использование «правильного» звука ребёнком во всех видах работ с конструктором.

7. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах.

  • Различение акустически близких звуков путём проговаривания схожих по звучанию слогов, слов
  • составление и изменение слогов, слов со зрительной опорой.

8. Развитие мелкой моторики.

  • Соединение деталей конструктора между собой различными способами
  • разъединение деталей после выполнения задания.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год