Логопедический проект «От звука к букве» с использованием инновационной технологии конструктора ТИКО |
Логопедия | |||
Автор: Локтионова Надежда Анатольевна | |||
06.10.2021 14:04 | |||
Логопедический проект «От звука к букве» с использованием инновационной технологии конструктора ТИКО НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МОРОШКА» Выполнил: Учитель-логопед Локтионова Надежда Анатольевна Первая квалификационная категория п.Куть-Ях 2021 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А. Сухомлинский Пояснительная записка
Основной целью современной логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения детей с расстройствами речи. Эффективность коррекции речи зависит от многих факторов и в частности от возможности правильно диагностировать речевой дефект. В последнее десятилетние резко возросло число дошкольников с речевой патологией. Дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются неготовыми к началу школьного обучения. И прежде всего это отрицательно сказывается на овладении ими грамотой. В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа с дошкольниками должна учитывать особенности развития и специфических образовательных потребностей детей с нарушениями речи. Поэтому развитие речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Все ученые подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей с нарушениями речи и оказывает большое влияние на развитие головного мозга. Одним из оптимальных вариантов проектного обучения, сочетающего в себе естественные науки с современными технологиями, является инновационная разработка ТИКО, которая соответствует требованиям ФГОС ДО. Конструктор ТИКО можно использовать для совместной деятельности с детьми с нарушениями речи. Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо строить процесс обучения так, чтобы он был занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребенка. Уникальным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс развития речи у детей дошкольного возраста, а также, в силу своей вариативности, является технология ТИКО. Взаимодействуя с конструктором ТИКО, дети тренируют пальцы, развивая мелкую моторику. Это оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следственно и на развитие речи. На сегодняшний день многие педагоги на базе своих образовательных учреждений самостоятельно ведут работу с детьми, используя конструктор ТИКО и обогащая тем самым общую палитру приёмов развития способностей детей дошкольного возраста. Использование в работе учителя-логопеда конструктора ТИКО эффективно решает задачи по формированию произносительных возможностей и создает артикуляционную базу, которая обеспечивает наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. Успешная коррекционная – логопедическая работа осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий. К общепедагогическим условиям относятся:
Специальными коррекционными условиями являются:
Мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное. Кроме того, по данным исследований Л.В. Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляционных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствуют сохранению звукопроизносительных дефектов речи. Поэтому в коррекционной работе логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи. Наглядные средства, такие как набор конструктора ТИКО «Звуки», «Логопедический набор №2» — «Буквы», «Грамматика», позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным, формируя в создании ребенка «Физиологический образ звука» Важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад при произношении звуков, умели рассказывать и показывать в каком положении находятся губы, зубы, кончик и боковые края языка, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой воздушной струи. Использование рисунков – символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов и «подстраивать» свою артикуляцию до получения нормированного звука. А личностная включенность ребенка в коррекционный процесс благодаря увлекательной конструкторской деятельности и степень осознанности выполняемых действий в значительной мере повышает эффективность логопедической работы. Применение в логопедической работе конструктора ТИКО актуально при всех формах дислалии, а особенно – при стертой форме дизартрии. При дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических (моторных) операций. Поэтому важнейшим направлением коррекционно – логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Работу рекомендуется осуществлять по двум направлениям с максимальным подключение всех анализаторов:
Новизна проекта «От звука к букве» заключается в разработке игровых заданий для устранения пробелов фонетического, фонематического, грамматического строя речи, подготовки детей к овладению навыком чтения и письма, повышению мотивации ребёнка к обучению с использованием конструктора ТИКО. Использование игровых технологий помогает развитию у детей не только интереса к занятию, но и к формированию потребности изучать звуковую сторону речи, а также будущие первоклассники в совершенстве владеют звуковым анализом, с легкостью подбирают слова к звуковым схемам. Игры, упражнения, применяемые учителем – логопедом на занятиях, помогают научить ребенка не только выделять звук в словах и определять его позицию, но и развивают речевое дыхание (пение звуковых дорожек). При использовании предметных картинок дети учатся определять звук и давать его характеристику, а к концу года способны не только собирать слоги и слова, но и читать их. Таким образом, инновационная технология ТИКО помогает решать целевые ориентиры ФГОС ДО по образовательной области «речевое развитие». Актуальность проекта «От звука к букве»: обеспечение развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Целью проекта является устранение недостатков устной речи и профилактике письменной речи дошкольников посредством конструктора ТИКО. Нами были поставлены следующее задачи:
Таким образом, деятельность с ТИКО конструктором обеспечивает включение педагога и детей в увлекательную, творческую деятельность, что дает толчок развитию познавательной активности и позволяет решать задачи коррекционно-развивающей работы и ФГОС ДО. Внедрение в практику новых приёмов работы с применением конструктора ТИКО привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь, заинтересовывает ребёнка, концентрирует внимание и ненавязчиво осуществляются поставленные логопедом коррекционно-развивающие задачи. Участники проекта: Дети, родители, учитель-логопед, воспитатели. Возраст детей: 6-7 лет Вид, тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный. Срок реализации: 1 год. Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная. Предполагаемый результат:
По окончании проекта «От звука к букве» дети будут: Знать:
Уметь:
Владеть:
Формы работы с конструктором ТИКО «Грамматика» 1. Характеристика звука. Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой звука:
2. Характеристика буквы. Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой буквы:
3. Развитие фонематического слуха.
4. Формирование звуко-слоговой структуры слов.
5. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
6. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах.
7. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах.
8. Развитие мелкой моторики.
|