Обучающие логопедические планшеты. |
Логопедия | |||
Автор: Поздеева Марина Борисовна | |||
10.07.2018 20:52 | |||
Обучающие логопедические планшеты. Автор: Учитель – логопед Поздеева Марина Борисовна Основная цель работы учителя – логопеда на логопедическом пункте – формирование чёткой, грамматически правильной связной речи детей дошкольного возраста. Проблема развития речи является одной из актуальных. Говорить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. В последние годы на логопункте ДОУ значительно увеличился процент детей со сложной речевой патологией, которая подвергается коррекции с большим трудом, и зачастую коррекционный процесс имеет длительную и сложную динамику. Несмотря на использование различных форм в работе и игровых приемов в обучении, дети считают коррекционные занятия наиболее трудными. Актуальной задачей является поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществлять логопедическое воздействие наиболее эффективно. Это заставляет постоянно саморазвиваться и самосовершенствоваться, открывать новые направления и искать более интересные пути в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Нами была разработана серия дидактических пособий «Обучающие логопедические планшеты», помогающих в решении многих задач при развитии языковых процессов у детей старшего и подготовительного к школе возраста, при подготовке их к обучению грамоте и подготовке к школе. Пособия имеют многофункциональный, универсальный характер, компактны, могут быть использованы в различных ситуациях коррекционно-образовательного процесса, на разных этапах занятия, для индивидуальной и подгрупповой работы, а также в диагностических целях. Игровые практические пособия ориентированы, в основном, для детей с нарушенным речевым развитием, вместе с тем, могут быть использованы в работе с нормально развивающимися детьми. Данные пособия могут использовать как педагоги, так и родители. Предлагаем варианты игр с «обучающими логопедическими планшетами». Планшет №1. Планшет №1 выполнен из пластика, размером 40 * 50 см. На нем 4 кармашка: верхний горизонтальный, формата А5; длинный кармашек 48 *6 см, два кармашка 10 *15 – «сундучки». Задачи:
Последовательность работы: В центральный карман помещается картинка (предметная или сюжетная) // картинки. Варианты упражнений и игр: 1. Выкладывание звуковой схемы заданного слова. Цель: обучение умению соотносить конкретный звук в слове с определенным цветом. - Детям предлагается назвать изображение. - Произнести слово по звукам. - Выложить звуковую схему данного слова с помощью фишек нужного цвета в длинный кармашек, находящийся под картинкой. Рекомендации: На первоначальном этапе «лишние» квадратики – кармашки можно закрывать фишками черного цвета, оставляя нужное количество клеточек. Поверхность планшета позволяет рисовать на нем маркером на водной основе. Таким образом можно обозначать слоги и ударение в анализируемых словах. 2. Выкладывание слова – названия изображения — из букв. Цель: обучение умению соотносить конкретный звук в слове с определенной буквой. Детям предлагается составить слово, представленное на картинке в центральном кармане, с помощью карточек с изображением букв. Рекомендации: Карточки с буквами могут находиться в нижних кармашках – «волшебных сундучках». Сундучок «отдает» букву, если ребенок правильно скажет, как она пишется. 3. Дифференциация пары оппозиционных звуков. Цель: развитие фонематического восприятия, различение заданной пары звуков в словах // словосочетаниях // в предложениях. Вариант 1. Игра «Собери яблочки» В центральный карман помещаются две предметные картинки: например, собаки и кошки. В сундучки – кармашки помещаем предметные картинки, в названии которых есть звуки [С] и [Ш]. Каждая предметная картинка прикреплена на изображение яблока. Детям предлагается ситуация: сильный ветер раскачал яблоню, и с нее упали яблочки. Необходимо собрать яблочки для зверят. Для собачки надо собрать яблочки с картинками, в названии которых есть звук [С], для кошки — яблочки с картинками со звуком [Ш]. Рекомендации: Подобно этой игре можно провести игры «Чайные ЛОЖКИ и коровьи РОЖКИ» (Цель: дифференциация звуков [Р-Л] в словах); «Собери морковь», «Собери груши» и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме «Овощи-фрукты» и др. Вариант 2. «Путаница» (усложнённый). Цель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях. А) В центральный карман помещаются две картинки с малышами с мыльными пузырями. В сундучки – кармашки помещаем картинки мыльных пузырей с предметными картинками, в названии которых есть звуки [С] и [Ш]. Задание: Для Сони выбрать пузырьки с картинками, в названии которых слышится звук [Ш], а для Миши – те, в названии которых слышится звук [С]. Нужно выбрать пузырек, и назвать, для кого этот предмет. Например: Логопед: Для Сони мы будем выбирать пузырьки с картинками в названии которых слышится звук [Ш], а для Миши в которых слышится [С]. Выбирай пузырёк и называй для кого это. Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши… Логопед: Назови все, что получилось у Сони и Миши. Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка. У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка. Логопед: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит. Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку. Логопед: Чем поменялись малыши? Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой. Вариант 2. Цель: дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости. А) В центральный карман помещаются картинки, в названии которых есть звуки, например, [п], [пь]. Задание: Распределить картинки по сундучкам, имеющим синий и зеленый цвет (соответствие твердому и мягкому звукам). Б) В центральный карман помещается изучаемая буква. Задание: Подобрать из предложенных предметных картинок те, в названии которых есть звуки, обозначаемые заданной буквой; распределить их по сундучкам. Рекомендации: Далее можно определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец). 4. Игра «Окошки» Цель: закрепление зрительного образа букв, профилактика дисграфии. В центральный карман помещается «конверт» — сложенный пополам сгибом вниз лист формата А4, на одной стороне которого изображена предметная картинка с вырезанным окошком. В «конверт» вложены несколько карточек с буквами (5 – 6 шт.). На одной карточке изображена одна буква. Часть буквы «выглядывает» из окошка. Задание: узнать и назвать букву, выглядывающую из окошка. Далее ребенок — среди нескольких — выбирает такую же букву и выкладывает в длинный кармашек. Варианты упражнений с выложенными буквами: - придумать слова, начинающиеся со звука (- ов), обозначаемых данной буквой. - придумать слова, заканчивающиеся на звук (- и), обозначаемых данной буквой. Рекомендации: Для этого упражнения не рекомендуется использовать буквы парных звонких звуков, т.к. они на конце слов оглушаются. - из трех – пяти выложенных букв составить слово. Например: К, Т, О — КОТ, ТОК, КТО. - игра «каркас»: придумать как можно больше слов, содержащих все (2 – 3) выложенные буквы (согласные): Г Р Д (ограда, город, огород, груда …) Планшет №2. Планшет выполнен из пластика, размером 60 *70. На нем 9 горизонтальных кармашков 10 *15. Под кармашков слева — 3 силовые кнопки с шляпками синего, красного и зеленого цвета. Под четырьмя кармашками в середине по три силовые кнопки в ряд одного цвета. Между вертикальными рядами кармашков по одной силовой кнопке рядом с каждым кармашком. Задачи: 1. способствовать закреплению навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, развитию лексико – грамматического строя речи, фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте и расширению словаря дошкольников, 2. способствовать профилактике дисграфии, развитию мелкой моторики; 3. развивать слуховое и зрительное внимание, память, зрительное восприятие. Планшет условно можно разделить на две зоны. I. Первая игровая зона: Один карман (10*15) находится с левой стороны. Под этим кармашком на небольшом расстоянии друг от друга прикреплены друг под другом три силовые кнопки – с шляпками красного, синего и зеленого цвета. Справа размещаются три аналогичных кармана (10*15) один под другим (на одинаковом расстоянии друг от друга) для картинок. Под каждым карманом для картинок вбиваются три штырька (силовые кнопки) одного цвета один за другим на расстоянии 3 см друг от друга. Рекомендации: Для выполнения игровых действий потребуются тонкие резинки (для банкнот) красного, синего и зеленого цветов, карточка с изучаемой буквой и три — четыре картинки с любым изображением, в названии которых есть соответствующий букве звук. Варианты упражнений и игр с первой частью пособия: Вариант 1. Определение места звука в слове. В кармашках справа находятся предметные картинки, в названии которых есть одинаковый звук (//пара звуков – твердый и мягкий). Задание: Назвать картинки. Определить, какой одинаковый звук (пару звуков) ребенок слышит во всех словах. Дошкольник может подобрать соответствующую букву и вставить ее в кармашек слева. Далее ребенок выбирает для первого слова цвет штырька под буквой и цвет резинки в зависимости от того, как звучит данный звук в слове (если данный звук согласный, мягкий, то выбираем зеленый штырек и резинку зеленого цвета). Надевает один конец резинки на выбранный штырек под буквой, а другой конец натягивает на нужный штырек под первой картинкой в зависимости от того, где находится изучаемый звук в слове: в начале, середине или конце (Пример: натягиваем зеленую резинку от зеленого штырька под буквой Б до первого штырька под изображением БЕЛКИ). Аналогично подбирает нужный цвет штырька и резинки для следующих картинок, определяет место изучаемого звука в каждом слове и натягивает резинки до выбранных штырьков под каждой картинкой. Вариант 2. Слоговой анализ слов. Игры и упражнения: - «Домики»: под каждым из четырех кармашков справа резинки натянуты на разное количество штырьков (на один, на два, на три). А) Из предложенных картинок ребенок подбирает слова с одним, с двумя, тремя слогами и раскладывает их по кармашкам – домикам. Б) Ребенок выделяет слова с заданным количеством слогов по сюжетной картинке, вставленной в карман слева. - нахождение самого длинного и самого короткого слова (резинками на штырьках обозначается количество слогов). - в кармашек слева вкладывается предметная картинка. Ребенок определяет количество слогов в нем и подбирает другие изображения с таким же количеством слогов и выкладывает их в кармашки справа, обозначая количество слогов резинками на штырьках. - В кармашки справа вложены предметные картинки. Нужно посчитать количество слогов в словах и резинкой обвести нужное количество штырьков. И т.д. Вариант 3. Слоговой синтез слов. Игры и упражнения: - «Собери слово»: в кармашках справа вставлены карточки со слогами (2 – 3 слога). Нужно «собрать» слово, обозначая последовательность слогов в слове с помощью резинок (под кармашком с первым слогом резинка зацепляется за первый штырек, затем тянется к кармашку со вторым слогом и зацепляется за второй штырек и т.д.) Рекомендации: Если длины одной резинки не хватает, две резинки связываются. - «Найди слог, вставь недостающие слоги». В кармашек слева вставлена карточка с первым слогом некоторого слова, карточка с третьим слогом — во втором кармашке справа (напротив друг друга). Второй слог пропущен. Ребенок догадывается, что это за слово, какой слог пропущен, находит его среди предложенных слогов в нижних кармашках справа и с помощью резинок восстанавливает последовательность слогов, зацепляя первый слог за первый штырек, второй – за средний штырек, последний – за третий. Рекомендации: В качестве помощи можно использовать предметные картинки. II. Вторая игровая зона — «Паутинки»: Представляет собой два столбика по четыре кармана 10*15 друг над другом. Рядом с каждым карманом сбоку вбивается один штырек с шляпкой любого цвета. Рекомендации: Каждая вставленная в карман картинка с левой стороны планшета может иметь логическую связь с картинками правой стороны (или с той же стороны или не иметь варианта), которую детям предлагается установить и показать с помощью натяжения разноцветных резинок на соответствующие картинкам штырьки. Меняя изображения картинок, с помощью этого планшета можно реализовывать множество целей и задач, направленных на обследование и развитие лексико-грамматического строя речи, на подготовку к обучению дошкольников азам грамоты, развитию фонематических процессов, а также многих других сторон речевого развития детей. Варианты упражнений и игр со второй частью пособия: Развитие фонематического восприятия: - «Подбери рифму»: во всех кармашках вставлены предметные картинки. А) Дети подбирают к словам из левого столбика слово — рифму из правой стороны планшета, соединяя пары резинками. Б) Все предложенные слова рифмуются (две группы слов), кроме одного. Каждая группа рифмующихся между собой слов объединяется с помощью соединения резинкой определенного цвета. Найти слово, которое не подходит ни к одной группе слов. Развитие лексико – грамматического строя речи: - «Чей малыш?» Цель: обучение умению образовывать названия детёнышей животных. В карманы с левой стороны планшета вставляются картинки с изображением детёнышей животных (диких или домашних), а в карманы с правой стороны – изображения взрослых животных. Называя по очереди все картинки, при помощи резинок дети каждому детенышу находят маму. - Найти и соединить резиночками предметы, относящиеся к одной группе ( «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» и т.д.) Подготовка к обучению грамоте: - Подобрать каждой букве свою картинку. Цель: обучение звукобуквенному анализу слов. С этой целью на планшете в карманы с левой стороны устанавливаются изображения букв (например К, С, Т, Ж), а с правой стороны – картинки с любым изображением (лучше одной лексической группы), названия которых начинаются на звуки, соответствующие подобранным буквам (например ЖИРАФ, КОБРА, СЛОН, ТИГР). Задание: при помощи натяжения резинок подобрать каждой букве подходящую картинку. - «Сложи слова» (слоговой синтез): В кармашки с обеих сторон вкладывается картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак. Задание: сделать из двух слов одно (соединить с помощью резинок). Корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки Развитие зрительного восприятия: - «Чья тень?» В кармашки с левой стороны поместить изображения животных, в кармашки справа – их тени (в разнобой). Задание: подобрать и соединить с помощью резинок животное и его тень. III. Игры со всеми полями планшета: - Обучение подбору родственных слов (синонимов, антонимов): В отдельный карман с левой стороны планшета ставится картинка – предмет, к которому будут подбираться, например, родственные слова. В кармашки, находящиеся в середине, ребенок помещает картинки – схемы, помогающие образовывать родственные слова. Если слово согласно схеме можно образовать, от картинки к данному кармашку протягивается резиночка. Из предложенных картинок в кармашки справа помещаются предметы, названные ребенком. Аналогично можно проводить работу с синонимами и антонимами. По окончании выполнения каждого задания на планшете получается узор из резинок ( «паутинка»). Детям можно предложить назвать, на что похож полученный узор. Планшет №3. Планшет № 3 выполнен из пластика, размером 50 * 50 см. На нем девять пронумерованных цифрами от 1 до 9 кармашков 7 *10 см — три ряда по три штуки, с правой стороны от каждого кармашка силовая кнопка с цветной шляпкой. Задачи:
Варианты упражнений и игр: - С помощью разноцветных резинок можно конструировать на планшете различные изображения (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, предметы быта и др.). А) по карточкам (со зрительной опорой) Б) на слух (без зрительной опоры) - игра «Рой комаров» (по типу таблицы Шульте) Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, закрепление звука Р в речи. В каждом кармашке находятся изображения комара (одинаковые). Рядом с каждым комаром на карточке написан номер (от1 до 9 по количеству кармашков). У ребенка в руках мухобойка. Задание: найти как можно быстрее всех комаров по порядку, «шлепнуть» по каждому мухобойкой. Можно проговаривать: «один комаР, два комаРа…» Рекомендации: В данную игру можно играть вдвоем. В этом случае цифры возле комаров «подписываем» разным цветом (от 1 до 4 красным, от1 до 4 черным, девятый кармашек – пустой). Используя картинки, например, бабочек и сачки, можно ловить этих насекомых и закреплять звук ч. - В каждый кармашек поместить правильно и неправильно записанные буквы. Задание: найти как можно быстрее все правильно записанные буквы. Можно соединить их с помощью резинок и штырьков. - В каждый кармашек поместить похожие или часто смешиваемые буквы. Задание: найти заданную букву. Далее все найденные буквы можно соединить их с помощью резинок и штырьков. - В кармашки разместить буквы (слоги). Задание: из предложенных букв (слогов) составить слово (слова), соединив их с помощью резинок. - игра «Шифровка» В кармашки помещают карточки с «фрагментами» клавиатуры – нарисованные кнопки с английской буквой сверху и буквой русского алфавита снизу (одна пара букв в одном кармашке). Дети предлагаются листочки с «шифром» из букв английского алфавита. Задание: с помощью резинок на планшете последовательно соединить все предложенные буквы. «Расшифровать» слово и прочитать его. Играя с логопедическими планшетами, самостоятельно выбирая картинки и задания, выполняя творческие задания, дети становятся равноправными участниками, субъектами взаимодействия. Яркие планшеты, цветные резиночки, возможность самостоятельно действовать превращают знакомые игры и упражнения во что – то новое, необычное, помогающее ребенку размышлять, обосновывать свой выбор, самостоятельно анализировать ответы и радоваться правильному выбору. Многофункциональная направленность пособий помогает решению задач различного характера в зависимости от поставленных учителем — логопедом целей. Педагог, исходя из состава, возраста и состояния речи дошкольников, может вводить свои задачи, расширяющие цель пособия. Использование такого дидактического материала делает учебный процесс интересным, творческим, лишенным рутины и однообразия. Информационные ресурсы:
|