ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРИНЦИПОВ РАЗНОУРОВНЕВОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ |
Логопедия | |||
Автор: Травина И.В. Круглякова Т.А. | |||
08.07.2018 23:17 | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРИНЦИПОВ РАЗНОУРОВНЕВОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ THE USE OF DIAGNOSTIC TOOLS AND PRINCIPLES OF DIFFERENT LEVEL AND A DIFFERENTIATED AP-PROACH IN THE DIAGNOSIS OF CHILDREN
Методическая разработка адресована широкому кругу специалистов-дефектологов, лого-педов школьных, дошкольных и медицинских учреждений. Methodological development is addressed to a wide circle of specialists-defectologists, logo-fag pre-school and medical institutions.
Своевременное, полноценное, всестороннее обследование ребёнка с нарушениями в интеллектуальном и речевом развитии необходимо для определения индивидуального образовательного маршрута, выбора методов и технологий развивающего обучения, про-гнозирования развития, разработки необходимых рекомендаций для родителей. Диагностическая работа логопеда-дефектолога диспансерного отделения ЦВЛ «Детская психиатрия» имеет определённую специфику, связанную с большим количеством обследуемых детей с разнообразными нарушениями интеллекта, устной и письменной речи, психическими расстройствами, нарушениями поведения. Следующей особенностью диагностической работы специалиста ЦВЛ является проведение обследования детей разного возраста (от 2-х до 18 лет) и наличие минимального количества времени на его проведение. В связи с этими факторами логопед-дефектолог должен использовать в своей работе разнообразный диагностический инструментарий, а также применять принципы разноуровневого и дифференцированного подхода в диагностике детей, помогающие квалифицированно определить уровень их интеллектуального, психического и речевого развития. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ
Для всестороннего и комплексного обследования детей разного возраста и уровня развития, определения их психического статуса в течение минимального количества вре-мени предпочтительно использовать практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей (Забрамная С.Д., Боровик О.В.), позволяющий вы-явить сформированность навыков обучения, общую осведомлённость и социально-бытовую ориентировку, уровень знаний и представлений об окружающем, сформирован-ность произвольной деятельности, состояние когнитивных функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной сферы (особенно мелкой моторики рук), адекватность пове-дения. В случаях, если обследуемый ребёнок дошкольного возраста либо отсутствует воз-можность установить контакт с помощью других средств, если имеет место тяжёлая сте-пень умственной отсталости либо отмечаются нарушения речи, слуха или других анализа-торов, удобно использовать часть игрового диагностического материала (пирамиду, мат-рёшку, «почтовый ящик»), с помощью которой исследуется координация движений, со-стояние мелкой моторики, ведущая рука, степень сформированности представлений о ве-личине, форме и цвете, умение сравнивать по указанным признакам, адекватность и ра-циональность действий, наличие и стойкость интересов, обучаемость, а также особенно-сти игровой деятельности, умение ориентироваться в пространстве, работоспособность и отношение к успехам и неудачам. Обследование с помощью таблиц проводится с учётом индивидуальных особенно-стей детей и с учётом направленности на исследование того или иного психического про-цесса (восприятия, мышления, памяти) либо уровня школьных знаний. Использование данных таблиц помогает установить причины трудностей в обучении и характер имею-щихся отклонений в развитии. Так, например, при исследовании процесса восприятия от-мечаются индивидуальные особенности восприятия цвета, формы, величины, пространст-венных отношений, зрительно-моторной координации, сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В результате исследования процесса вни-мания отмечаются такие особенности, как наблюдательность, концентрация, устойчи-вость, переключаемость, распределение и объём внимания обследуемого ребёнка. При ис-следовании памяти важно отметить состояние зрительной, слуховой, логической памяти ребёнка. Особое значение в определении психического статуса имеет исследование инди-видуальных особенностей процесса мышления ребёнка: понимание картин со скрытым смыслом, установление причинно-следственных связей, восприятие и понимание картин с изображением нелепых ситуаций, осмышление серий сюжетных картин, способность к обобщению, сравнению, классификации, исключению, установлению закономерностей, особенности словесно-логического мышления. Кроме того, практический материал позволяет исследовать уровень обучаемости ребёнка, меры необходимой помощи, запас и точность представлений об окружающем мире, а также исследовать эмоционально-волевую сферу и личность в целом, сформированность нравственных качеств личности и поведения. Использование таблиц для исследования школьных знаний и навыков необходимо для определения дальнейшего индивидуального образовательного маршрута обследуемо-го, а также для выяснения причин, вызывающих трудности усвоения учебного материала (состоянием физического развития (снижением зрения, слуха, несформированностью мо-торики, нарушениями нервной системы) или несоответствием школьных требований ин-теллектуальным возможностям ребёнка. С помощью предложенных в практическом мате-риале таблиц и заданий по основным учебным предметам можно судить, что представляет для ребёнка наибольшую сложность, какие операции не сформированы, что помогает определить соответствие уровня знаний требованиям программы данной школы. Так, например, при исследовании учебных знаний по математике, необходимо выявить сформированность понятия о числе, владение счётными операциями, уровень владения прямым и обратным счётом, знание геометрических фигур, знание таблицы умножения, знание названий компонентов и результатов арифметических действий, владение аналитической деятельностью при решении задач. При исследовании навыков чтения и письма выявляется способность к обобщённому восприятию букв, устанавливается уровень техники чтения и осмышления прочитанного, а также определяется, на каких этапах обучения письму у ребёнка появляются затруднения и чем они вызваны. С этой целью обследуемому предлагаются задания на списывание букв, слогов, слов, фраз с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку. Таким образом, применение в качестве диагностического инструментария «Прак-тического материала для проведения психолого-педагогического обследования детей» (Забрамная С.Д. Боровик О.В.) оказывает помощь в определении психического статуса детей различного возраста и позволяет использовать принципы разноуровневого и дифференцированного подхода в диагностике детей. Диагностический комплект «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» (Семаго Н.Я., Семаго М.М.) вклю-чает как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углуб-лённой психологической диагностике детей. Предложенная в технологии последователь-ность использования материалов является, по мнению авторов, оптимальной. Данные методики успешно используются при проведении психодиагностического обследования с целью определении уровня психического и интеллектуального развития обследуемого ребёнка. Ещё одним эффективным звеном диагностического инструментария логопеда-дефектолога являются методическое пособие и наглядный материал Мишиной Г.А., Ра-зенковой Ю.А., Стребелевой Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», созданное на основе современного подхода к диагностике психического развития обследуемых детей (2-7 лет) и включающее описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследования слуха говорящих и неговорящих детей различных возрастных категорий. Авторы делают акцент на раннюю диагностику нарушений познавательной дея-тельности, которая является чрезвычайно сложной, но и крайне необходимой, так как предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и позволяет более успешно и своевременно компенсировать данные нарушения. Пособие предлагает комплекс методик, позволяющих осуществлять контроль за ходом психического развития детей, своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики. Такой подход направлен на коррекцию познава-тельной деятельности, личностных качеств и готовность к школьному обучению. Крайне важными в практической работе являются сформулированные авторами конкретные задачи психолого-педагогического обследования. Кроме того, современная диагностика нарушений в развитии детей, по мнению ав-торов, должна учитывать ряд принципов. Очень удобен в использовании в практической психодиагностической деятельно-сти универсальный диагностический инструментарий, изготовленный из экологически чистых материалов и отвечающий требованиям СанПиНа (Стребелева Е.А.). Его комплектация полностью соответствует требованиям методики и техническим заданиям автора. Несмотря на большое количество изделий, диагностические наборы очень компактные и лёгкие. Основная часть составляющих изготовлена по принципу сборно-разборного конструктора. Это позволяет проводить диагностическое обследование как в стационарных условиях, так и на выезде. Данное оборудование позволяет осуществлять комплексное обследование ребёнка и составить целостную программу коррекционной работы. Комплект практических материалов с методическими рекомендациями «Лилия» (Усанова О.Н.) включает методики диагностики нарушений психического развития детей (исследование наглядно-действенного, наглядно-образного и вербально-логического мышления, исследование импрессивной и экспрессивной речи, исследование зрительного восприятия и счётных операций). Безусловно, данный комплект в большей степени адресован специалистам-психологам, но может быть использован и в процессе определения психического статуса дефектологами. Психодиагностические комплекты (Н. Л. Белопольская Когитон) «Когитоша» (для обследования дошкольников) и «Когитон» (для обследования школьников) также вклю-чают проверенные, адаптированные и доказавшие свою эффективность профессиональ-ные психологические методики (тест диагностики мотивации, стандартные прогрессивные матрицы Равена, методику исследования произвольного запоминания, методику исследования категориального мышления, методику исследования понимания смысла коротких рассказов, вербальный тест творческого мышления, а также экспресс-методику для проверки навыков чтения, счёта и письма при поступлении в школу). Таким образом, данные диагностические комплекты позволяют использовать принципы разноуровневого и дифференцированного подхода в диагностике детей и могут быть успешно использованы в качестве диагностического инструментария логопедами-дефектологами ЦВЛ «Детская психиатрия». ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ
Основным звеном диагностической деятельности логопеда-дефектолога является определение речевого статуса обследуемого ребёнка, а именно определение наличия рече-вой патологии, её структуры и степени выраженности на фоне психических нарушений. Результат данного этапа диагностического обследования – логопедическое заключение и рекомендации, которые фиксируются в медицинской карте. Для разработки дальнейшего оптимального образовательного маршрута осуществляется тесный контакт с врачом-психиатром и психологом. В связи с тем, что основную часть детей, обращающихся за помощью к специали-стам ЦВЛ, составляют дети с задержкой психического развития, в качестве диагностиче-ского инструментария при определении их речевого статуса может быть успешно исполь-зован такой диагностический материал, как «Обследование речи дошкольников с ЗПР» (Коненкова И.Д.). При разработке технологии обследования дошкольников с ЗПР 4 – 7 лет, автор опирался на известный в патопсихологии метод «обучающего эксперимента» (А. Я. Иванова, 1976; И.Ю. Левченко, 2000). Обследование речевой деятельности ребёнка проводится с соблюдением опреде-лённой последовательности этапов и включает анализ основных компонентов речевой функциональной системы. К каждому заданию даётся инструкция, в которой ребёнку по-казывают примерный результат предстоящей ему речевой деятельности и способ дости-жения этого результата, то есть образец. Это обеспечивает расширение ориентировочной части, что важно для детей с ЗПР. При затруднении ребёнку оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструк-ции, разбора образца. Удобными при подведении итогов диагностики являются разработанные автором критерии оценки результатов обследования, отражающие правильность выполнения зада-ния и особенности процесса выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок). С учётом особенностей познавательной деятельности детей с ЗПР (сниженная по-знавательная активность, особенности восприятия, внимания) при обследовании исполь-зуется разнообразие методов, побуждающих познавательную активность, стимулирующих концентрацию внимания (дидактические игры, упражнения, наглядный материал: картины, игрушки, схемы). Значительную сложность в работе логопеда-дефектолога представляет диагностика речевых нарушений у детей 2 – 3хлетнего возраста. В качестве диагностического инстру-ментария в подобных случаях можно успешно использовать рекомендованный Россий-ской академией образования материал «Логопедическое обследование ребёнка» (С. Е. Большова). Автор отмечает, что схема и содержание обследования может и должна варьироваться в зависимости от цели обследования и никакой схемой нельзя предусмот-реть всех вопросов, которые могут возникнуть в ходе диагностического процесса. С этим нельзя не согласиться. Безусловно, можно выделить лишь основные направления обследо-вания и те его этапы, без которых представление об уровне развития ребёнка не будет полным. Кроме того, С.Е. Большова акцентирует внимание на том, что уровень развития де-тей с органическими поражениями головного мозга разной этиологии может существенно различаться в каждой возрастной группе. Нарушается у них также и системогенез, поэтому при разработке методики обследования невозможно предусмотреть степень недоразвития той или иной функции. В каждом конкретном случае могут и должны быть использованы методики, рас-считанные на обследование различных функций у детей более раннего возраста. Методи-ка обследования, однако, должна быть ограничена и рассчитана на определённую возрас-тную категорию. Автор предлагает основу методики логопедического обследования в виде схем ло-гопедического обследования ребёнка 3 – 6 лет и обследования ребёнка 2 – 3 лет, позво-ляющего осуществить диагностику задержки речевого (а также интеллектуального) разви-тия на раннем этапе. Следующей отличительной особенностью данного материала является то, что он сопровождается схемой системного развития детской речи в норме. Опираясь на данную схему-таблицу, удобно проводить оценку соответствия речевого развития ребёнка возрас-тной норме, а также определение уровня недоразвития речи. Очень удобен для проведения диагностики речевого развития ребёнка «Альбом для логопеда» (Иншакова О.Б.), включающий иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6 – 9 лет). Использование данного материала позволяет определить речевой статус обследуемо-го ребёнка в течение минимального количества времени с учётом традиционных в логопедии приёмов обследования и принципа последовательного перехода от простого к сложному. В случае, если необходимо провести более углублённое обследование словарного запаса и грамматического строя речи, а также обследование навыков чтения и письма, в качестве диагностического инструментария может быть использован «Дидактический ма-териал для обследования речи детей» (Бессонова Т.П., Грибова О.Е.), адресованное спе-циалистам-дефектологам дошкольных, школьных и медицинских учреждений. Углублённое обследование словарного запаса проводится только в тех случаях, ко-гда за время предварительной беседы с ребёнком выявляется лексико-грамматической стороны речи или жалобы на его проявления со слов родителей. Отличительной особенностью языкового материала является его распределение на три группы в зависимости от уровня его лингвистической сложности и сроков появления в речи детей. Нужно отметить, что уровни А, Б и В, включающие вербальный материал различной сте-пени сложности, не соответствуют напрямую уровням развития речи при ОНР по Р.Е. Левиной. Преимущество данного диагностического материала, включающего систематизи-рованный языковой материал по уровням сложности в рамках каждого вида задания, со-стоит в том, что он позволяет специалисту обследовать детей самого широкого возрастно-го спектра с различной степенью тяжести речевой патологии и формировать языковые и речевые умения и навыки на адекватном материале в условиях систематических индиви-дуальных занятий. При анализе структуры речевого дефекта обследуемого ребёнка существенным моментом является определение уровня владения сложными грамматическими единицами и структурами. В процессе тестирования сначала предлагаются задания, направленные на изучение состояния грамматического строя активной речи, а при отсутствии тех или иных грамматических единиц в самостоятельной речи – задания на их понимание. Также использование однотипного грамматического материала позволяет специа-листу выявить обучаемость ребёнка языковым явлениям, то есть наличие у него так назы-ваемого «чувства языка», что служит дополнительным параметром при функциональной диагностике пограничных нарушений. «Дидактический материал для обследования речи детей» (Бессонова Т.П., Грибова О.Е.) также может быть успешно использован при обследовании навыков чтения и письма детей с нарушениями формирования учебных навыков. Предварительное представление об уровне сформированности навыков письма и о характере ошибок можно получить, просматривая школьные тетради ученика и анализи-руя характер и частотность допускаемых ошибок. Таким образом, в ходе диагностического обследования выявляется уровень готов-ности ребёнка к обучению чтению и письму или степень овладения им различными вида-ми чтения и письма. В этой связи выделяются два параметра:
В качестве инструментария для диагностики дислексии, дисграфии, а также опре-деления готовности к обучению чтению и письму также может быть успешно использован «Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму» (Смирнова И.А.). С помощью наглядного материала, представленного в альбоме, выявляется сформированность психических функций, обеспечивающих усвоение навыков чтения и письма. Данный материал позволяет также оценить знание печатных и рукописных букв, правильность чтения и письма, уровень понимания прочитанного. Всестороннее исследование состояния письменной речи может быть успешно про-ведено и при использовании диагностического материала, предложенного И.Н. Садовниковой ( «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»). Предлагаемая система учёта ошибок базируется на классификации специфических ошибок письма, принимающей во внимание патогенетические механизмы даже при внешнем сходстве некоторых симптомов дисграфии. Очень удобна при оформлении результатов обследования таблица «Учёт специфических ошибок письма», отражающая характер и частотность специфических ошибок, что, в свою очередь, позволяет грамотно планировать дальнейшую коррекционную работу. В таблицу включены также и ошибки, являющиеся симптомами эволюционной дисграфии (которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида деятельности). Подобные виды ошибок (два способа обозначения мягкости согласных на письме, слитное написание слов, зеркальное написание букв…), являясь симптомами эволюционной дисграфии (незрелости навыка письма) требуют также логопедической помощи. Предложенный диагностический материал позволяет выяснить степень овладения навыком письма с учётом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования, а также выявить имеющиеся нарушения письма (характер и степень выра-женности специфических ошибок). Особенно значимым звеном диагностического инструментария логопеда-дефектолога являются методические рекомендации «Дифференциальная диагностика ре-чевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста» (Авторский коллектив РГПУ им. А.И. Герцена), включающие карты всестороннего, комплексного, углублённого обследования детей с различными видами речевых и интеллектуальных нарушений: Автор методических рекомендаций по логопедической диагностике Р.И. Лалаева отмечает, что, подводя итоги диагностического обследования и формулируя логопедиче-ское заключение, логопед-дефектолог должен учитывать два критерия логопедической диагностики: симптомологический и клинико-педагогический. По её мнению, логопеди-ческая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (психолого-педагогической и клинико-педагогической), логопедическое заключение – с учётом пере-сечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целе-сообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптоматики ре-чевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи). Кроме того, в издании приводятся варианты пересечения двух классификаций и примерные формулировки логопедического заключения при обследовании дошкольников с нормальным интеллектом, дошкольников с умственной отсталостью, школьников с нормальным интеллектом, с ЗПР и с умственной отсталостью, что делает данные методические рекомендации очень ценными в практической диагностической деятельности логопеда-дефектолога в структуре ЦВЛ «Детская психиатрия». В перечне диагностического инструментария логопеда-дефектолога ЦВЛ «Детская психиатрия», безусловно, особое место занимает также «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики» (Учебно-методическое пособие, Волкова Г.А.), предлагающая при анализе речевого нарушения рассматривать его как сложную, многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Описание конкретных методик обследования и анализ полученных данных представлены в данном пособии с учётом того, что первичная несформированность у ребёнка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечёт за собой изменения всей речевой системы. Психолого-педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом случае. В учебно-методическом пособии представлены схемы обследования детей с раз-личной речевой патологией. Представленные в пособии материалы обследования детей с различными наруше-ниями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних эта-пах онтогенеза способствуют качеству диагностики речевых расстройств и помогают осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении. Особое значение в диагностической деятельности имеют представленные в пособии разделы:
Многоуровневое логопедическое заключение является основным результатом диаг-ностической деятельности логопеда-дефектолога, в котором, на основе клинико-педагогической классификации, отражается следующее:
Приведённые автором учебно-методического пособия формулировки многоуровне-вого логопедического заключения при различных видах речевой патологии очень полезны и значимы в ежедневной диагностической деятельности логопеда-дефектолога ЦВЛ «Детская психиатрия». Особенно актуальны и важны и освещённые автором вопросы дифференциальной диагностики. Таким образом, использование данного диагностического инструментария и принципов разноуровневого и дифференцированного подхода в диагностике детей позволяет сделать процесс обследования детей с различными интеллектуальными и речевыми расстройствами более эффективным и результативным. Словарь терминов Алалия (от греч. а — отрицательная частица и laliá— речь), отсутствие или огра-ничение речи у детей вследствие недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий коры головного мозга. Дизартрия (от греч. dys — приставка, означающая затруднение, нарушение, и arthróо — расчленяю, издаю членораздельные звуки), расстройство членораз-дельной речи, выражающееся затруднённым или искажённым произношением отдельных слов… Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Олигофрения — стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в пер-вую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или при-обретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Glossary of terms Alalia- (from Greek and — negative particle and laliá — speech), the lack or limitation of speech in children because of the underdevelopment or destruction of speech zones of large hemispheres cortex of the brain. Dysarthria (from Greek dys — prefix, meaning the difficulty of the violation, and arthróо — расчленяю, issued organized sounds), a disorder of articulate speech, expressed diffi-cult or distorted pronunciation of individual words. Dislalia — violation of звукопроизношения with normal hearing and safe innervation аrtikulatory of the machine. Delay of mental development (abbrev. RRP) — is a violation of the normal rate of mental development, when certain mental functions (memory, attention, thinking, emotional-volitional sphere) are lagging behind in their development of psychological norms for this age. General underdevelopment of speech (NRO) — a variety of complex speech disorder in which violated the formation of all the components of the voice system, that is the sound side (phonetics) and the semantic side (vocabulary, grammar). Mental retardation — lasting, irreversible underdevelopment of the level of mental, first of all intellectual activity, associated with congenital or acquired (dementia) organic pa-thology of the brain. Список литературы
|