Учитель-логопед МДОУ «Незабудка» Рыбак Н С КАК УЧИТЬ СТИХИ ИГРАЮЧИ Игра имеет важное значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения.
Скачать конспект
Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. Для детей дошкольников особенно важна игровая мотивация деятельности. Малыши с восторгом воспринимают короткие рифмованные потешки, сопровождающиеся элементами пальчиковой гимнастики или движениями для развития общей моторики. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или иное игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. Наравне со сказкой и рассказом (а может быть, даже и выше их) как фактор развития речи детей должно быть поставлено художественное стихотворение. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи, в соответствующем, конечно отборе, всегда производят впечатление на детей. Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворе-ния, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным при выборе стихотворений. На первом месте стоит материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких. А требования эти таковы: 1) простота и четкость ритма, 2) краткость самого стишка и отдельных строк, 3) простота и ясность знакомых детям образов, 4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности. Вопрос о заучивании, или, вернее, запоминании стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Не обязательно, чтобы все стихи, предла-гаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство стихотворений прочитывается детям с целью предоставить им слуховое восприятие художественных словесных форм, воспроизводящих знакомый художественный образ. Лучшие стихотворения прочитываются повторно несколько раз. Память на ритмическую, рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворение быстро и легко. При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки», например: • рисуем (кодируем) стихотворение; • изображаем в действии; • показываем; • играем; • используем серию картинок; • используем один рисунок; • считаем. РИСУЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ Сначала воспитателю нужно подобрать «рисуемое» стихотворение, вы-учить его наизусть, закодировать (изобразить с помощью символов), выразительно прочитать. Дать установку детям: «Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда вы сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения». Медведь Как под горкой – Снег, снег. И на горке Снег, снег. Как под елкой – Снег, снег. И на елке Снег, снег. А под снегом Спит медведь. Тише! Тише! Не шуметь! (И. Токмакова) Воспитатель вместе с детьми воспроизводит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию. Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст. Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное. Можно дать детям готовую схему с символами к новому стихотворению. Приставалочка 1. Отчего у мамочки на щеках две ямочки? 4. Почему у птичек нет рукавичек? 2. Отчего у кошки вместо ручек ножки? 5. Почему лягушки спят без подушки? 3. Отчего шоколадки не растут на кроватке? 6. Да оттого, что у моего сыночка ротик без замочка! С. Черный ИЗОБРАЖАЕМ В ДЕЙСТВИИ Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и пока-зать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения. Малыш включается в игру, а игра – очень важный для него вид деятельности. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение. Суть этого метода в том, что к слову или строке подбираются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста. Рассмотрите вместе с ребенком картинки, прочитайте вслух каждое стихотворение 3 – 4 раза. Затем начните разучивать описанное движение рук или пальчиков. Пять малышей. Один малыш качается в саду. (Показывает указательный палец. Опускает его вниз и покачивает им.) Два малыша купаются в пруду. (Показывает два пальца: указательный и средний. Имитирует руками плавание.) Три малыша ползут к дверям в квартире, (Показывает три пальца: указательный, средний и безымянный. Средним и указательным пальцами изображает мелкие шажки.) А в эту дверь стучат еще четыре. (Указательным пальцем правой руки стучит по раскрытой левой ладони. Выставляет четыре пальца: указательный, средний, безымянный, мизинец.) С пятью другими тоже все в порядке. (Показывает пять пальцев. Сжимает ладонь правой руки в кулак, поднимает большой палец.) Им весело, они играют в прятки. (Улыбается, разводит руки в стороны. Закрывает ладонями глаза.) Где притаились, ясно и ежу, (Прижимает указательный палец к гу-бам. Делает «ежика» из пальцев обеих рук.) Но я глаза зажмурил и вожу: «Один, два, три, четыре, пять, Ну, берегитесь, я иду искать!» (Одной рукой закрывает глаза, на счет выставляет по одному пальцы другой руки. Грозит указательным пальцем, протягивает руки вперед.) С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумывают движения с воспитателем. Снегирёк Сел на ветку снегирёк. Брызнул дождик – он промок. Ветерок, подуй слегка, Обсуши нам снегирька. Сел на ветку снегирёк Брызнул дождик – он про-мок руки к плечам руки в стороны помахать ру-ками – «кры-лышками» соединить пальцы вме-сте, затем будто от-толкнуть ими что-то, раз-жать перебирать пальчиками сверху вниз сжаться в комочек
Ветерок, подуй слегка, Обсуши нам снегирька плавно помахать руками над головой из стороны в сто-рону обмахнуться, как веером, - сделать ветерок перебирать пальцами перед собой вдоль те-ла руки к себе помахать «кры-лышками»
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ Логоритмические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками» можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов. Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами. Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в раз-ных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки. К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь: – разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.; – определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи; – среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение; – насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение; – сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механиче-ские движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением; – при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей. Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверен-ность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами. Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего возраста. Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения. Можно делить стихи на части. УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ «РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ» Мы – шоферы Вкусный арбуз Едем, едем на машине, Мы большой арбуз купили Нажимаем на педаль. И домой скорей пошли. Газ включаем, выключаем, Там его мы долго мыли, Смотрим пристально мы вдаль. Обтирали, как могли, Дворники счищают капли. Вправо, влево. Чистота! Разрезали вдоль полосок, Волосы ерошит ветер. А потом и поперек. Мы шоферы – хоть куда! По рукам и подбородку Сладкий сок арбузный тек.
ПОКАЗЫВАЕМ СТИХИ Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, настоль-ный театры, «театр игрушек» и фланелеграф. Малышам воспитатель «показывает» стихотворение несколько раз, чтобы они могли его вместе с ним повторить. Старшим дошкольникам педагог «показывает» стихотворение два раза, затем дети хором произносят текст или кто-либо один читает стихи, а другой «показывает». Ты – хомяк, А ты – хорек, Ты – зайчишка – Прыг да скок. Ты – лисица, Ты – куница, Ты – бобриха-мастерица. Ты – охотник… Ой, беда! Разбегайтесь кто куда! Походу чтения воспитатель выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает игрушки (силуэты) в специальную коробочку, в которой «живет» новое стихотворение. ИГРАЕМ СТИХИ Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот. Мой мишка Я рубашку сшила мишке. (Показывает мишку и гладит его.) Я сошью ему штанишки. (Показывает штанишки.) Надо к ним карман пришить (Показывает карман.) И платочек положить. (Вкладывает в карман платочек.) На плите сварилась каша. (Берет кастрюлю с плиты.) – Где большая ложка наша? (Ищет ложку.) Я тебе перед едой Руки вымою водой, («Моет» мишке лапки, вытирает и усажи-вает его за стол.) Повяжу тебе салфетку, (Завязывает салфетку.) Ешь котлетку, ешь конфетку, (Дает на тарелочке конфету.) Молоко свое допей («Поит» молоком.) И гулять пойдем скорей! (Берет мишку за лапку и идет гулять.) З. Александрова ИСПОЛЬЗУЕМ СЕРИЮ КАРТИНОК Опора на серию рисунков для обучения детей заучиванию стихотворе-ний увлекает детей, превращает занятие в игру. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией, с отклонением в развитии психических процессов (внимания, памяти). В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми (особенно для малышей). При работе со старшими детьми могут быть использованы и сопутствующие заучиванию цели. Например, при заучивании стихотворения З. Александровой «Новая столовая» сначала воспитатель показывает изображение птиц, а дети рассматривают их и называют, затем последовательно называют дни недели (педагог выставляет на фланелеграфе карточки с цифрами). Проводится словарная работа: кормушка, столовая, гонец весенний – путешественник-скворец. Воспитатель дает установку на запоминание: «Теперь смотрите на картинку, слушайте новое большое стихотворение и постарайтесь его запомнить». Читает полностью, не спеша, показывает картинку. Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь сосед, Будет вам зимой обед! (Кормушка, на которой сидят воробьи и снегири.) В гости в первый день недели К нам синицы прилетели, (Синица и карточка с цифрой 1.) А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. (Снегири и карточка с цифрой 2.) Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду, (Вороны и карточка с цифрой 3.) А в четверг со всех краев – Стая жадных воробьев. (Воробьи и карточка с цифрой 4.) В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. (Голубь и карточка с цифрой 5.) А в субботу на пирог Налетело семь сорок! (Сорока и карточка с цифрой 6.) В воскресенье, в воскресенье Прилетел гонец весенний – Путешественник-скворец… Вот и песенки конец! (Скворец и карточка с цифрой 7.)
Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю… (Снег.) С неба всё скользят пушинки – Серебристые… (Снежинки.) На посёлки, на лужок Всё снижается… (Снежок.) Вот веселье для ребят – Все сильнее… (Снегопад.) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в… (Снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился… (Снеговик.) Рядом снежная фигурка – Это девочка – …(Снегурка.) На снегу-то, посмотри – С красной грудкой… (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил… (Снег.) Потом дети читают текст хором, по группам, по желанию. Картинки остаются в группе на видном месте. Дети и воспитатель повторяют текст перед уходом домой и утром для закрепления, затем рисунки убирают.
ИСПОЛЬЗУЕМ ОДИН РИСУНОК Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивании потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждому стихотворению есть красочная иллюстрация. При их рассматривании воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста. Существует и другой вариант этого метода. Воспитатель читает стихотворение и показывает большой яркий рисунок. Я сова – большая голова, На суку сижу, Во все стороны гляжу, Жуков и мошек – всех вижу. Затем задает вопросы, чтобы дети могли ответить словами из текста: кто нарисован на картине? Какая у нее голова? Что сова делает? На чем сидит? Куда глядит? Зачем? Детям из младших групп воспитатель задает эти вопросы несколько раз (ответы могут быть хоровыми и индивидуальными). Дает установку: «Послушай-те, как я вам про сову расскажу». Потом рассказывают все вместе, по группам, по желанию. Для лучшего запоминания стихотворение можно обыграть: ведущий – «сова», дети – «насекомые». СЧИТАЕМ Четкий ритм и отсутствие выразительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания – в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость. Для малышей можно использовать маленькие считалки типа «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» сначала воспитатель ищет детей, а потом, по желанию, – дети. Поиграв так несколько раз, малыши запоминают считалку. Любят дети «сонные» считалки, которые непроизвольно запоминают, помогая воспитателю рассказывать их шепотом в спальне перед сном. Со старшими дошкольниками считалки разучивают при выборе водящего в подвижной игре на прогулке. Иногда они приносят «свои» считалки и знакомят с ними друг друга. Дети знают много таких считалок, которых не найдешь в книгах и не сразу сумеешь выговорить, например: Тыры-пыры, две гантыры, Бухты-барахты, лебедь крахты. Солнце, бронце, луковка. При заучивании считалок совершенствуется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству. Стихи нужны детям. Будем же им давать наилучшее и оберегать их от всего пошлого и бездарного.
Литература. 1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М., 2005. 2. Большая книга для малышей. Я и мир вокруг меня. – М.,2002. (Т.Ю. Бардышева. Развитие мелкой моторики. Разговорчивые пальчики.) 3. Журнал «Ребенок в детском саду». № 2, 2004 (с. 59 – 62). 4. Нищева Н.В. Играйка-собирайка. Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников. – СПб., 2004. 5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада/Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1981.
|