«МАЛЕНЬКИЕ СОАВТОРЫ» Логопедический коллаж в младшей логопедической группе Абрукова Г. В. Учитель-логопед. "Чебоксарская спец. (коррекционная) начальная школа-детский сад №2" Дошкольный возраст, как никакой другой, насыщен важными достижениями в приобретении детьми опыта социализации. Дети активно трудятся в «море» собственных эмоций, овладевая практическим мышлением в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. Но в условиях общего недоразвития речи необходимые речевые контакты сводятся к минимуму.
Скачать конспект
Задача всех участников коррекционно-воспитательного процесса в специализированном детсаду, и прежде всего учителя-логопеда, заключается в создании условий для постепенного и плавного вхождения в среду сверстников ребёнка-логопата. Логопедическая работа способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка, поэтому очень важно использование разнообразных творческих методов в одном ряду с общепринятыми приёмами. Одним из таких приемов является использование "логопедических коллажей»– наклеивание на лист картона или куски обоев различных материалов, соединяя их в сюжет или предмет. В качестве подручного материала используются кусочки цветной бумаги и тканей, цветные салфетки, фотографии, картинки, различной фактуры, пуговицы, природный материал и т.д.. которые подбираются по нужному размеру путем вырезания (для более старших детей, младшим детям предлагаем готовые формы) или обрывания (бумага, салфетки) и дальнейшего наклеивания. Логопедический коллаж представляет занимательное для детей методическое пособие, соавторами которого они являются. Создание и дальнейшее использование логопедических коллажей в коррекционной работе — увлекательное и многофункциональное занятие для детей любого возраста. В своей работе я использую этот приём как один из эффективных методов развития речевой активности, формирования способов общения, познавательной деятельности.. В процессе работы над составлением коллажа дети учатся строить предложения, совместная деятельность детей друг с другом и с логопедом побуждают к речевой активности, к коммуникации, умению находить компромисс между собой, у них закрепляется умение ориентироваться в пространстве. В старшем дошкольном возрасте работа по составлению коллажей более разнопрофильная (практически во всех видах логопедической деятельности можно результативно использовать прием коллажирования, начиная с диагностики детей: развитие импрессивной и экспрессивной речи, формирование лексики и грамматических категорий, автоматизация звуков и становление фонематической функции, обучение рассказыванию). Использование коллажей в старших дошкольных группах— более распространенный вариант в работе логопеда, и есть интересные сообщения на эту тему на различных сайтах, поэтому хочу подробнее рассказать об использовании коллажах в младшей логопедической группе (возраст детей 3— 4 года). Младшие дошкольники, попав в логопедическую группу, чаще всего из дома, не сразу привыкают к условиям специализированной группы, отсутствию мамы, не могут раскрыть свои умения и таланты, могут замыкаться, стесняться; они пассивны на занятиях, отличаются быстрой утомляемостью, затрудняются в общении со сверстниками. Занятия по составлению и использованию коллажей пробуждают интерес детей к совместной практической деятельности, приобщают детей к процессу познания; формируют способы общения, стимулируют речевую активность. Особенность коллажа в яркой доступности получения образов, в сочетании крупных и мелких деталей. Такая картина притягивает взгляд, захватывает внимание, требует рассматривания. С малышами мы чаще используем создание коллажей на темы, эмоционально близкие им. Начинаем с тем «Моя семья», «Подарки осени», «Мама — Солнышко мое», при помощи которых дети быстрее приобщаются к новому коллективу, охотно включаются в ритм логопедической группы. Рисунок 1 Коллективный коллаж «Подарки осени» Рисунок 2 Коллаж «Мама — Солнышкомое» Как правило, коллаж в младшей группе— это коллективная работа, и она помогает малышу легче адаптироваться, побуждает детей к речевой активности, к взаимному общению, позволяет решить такие задачи, как: расширение представлений об окружающем мире; развитие речевой активности и творческих способностей, расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, логического мышления, зрительной памяти. Такая форма работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме. Работа ведется в тесном контакте с родителями, которые не только закрепляют навыки и умения, полученные детьми на занятиях, дома, но и принимают активное участие в создании коллажей(темы семейных коллажей: «Мой малыш», «Наша группа», «Ах, лето красное» и т.д.) Рисунок 3 Коллаж родителей Максима Ш. «Наш малыш» Занятия по созданию коллажей проводятся 2 раза в месяц со всей группой детей с участием логопеда и воспитателя как кружковая работа, но дополняются подгрупповым занятием ( 3—4 ребенка) по необходимости (на коллаже всегда найдется место для творчества детей, пропустивших групповое занятие). Тематика коллажей во второй младшей логопедической группе: «Моя семья», «Подарки осени», «Мама — Солнышко мое», «Что едят птицы?», «Сказка моя (по русским народным сказкам», «На машине ехали, на корабле мы плыли», «Подарки для мамы», «Наша азбука», «Лесная полянка» и итоговое шоу-коллаж «Вот и стали мы на год взрослей». Такие развивающие коллажи будят фантазию ребенка, развивают не только умения и навыки детей, но и формируют образное восприятие и мышление, заставляют ребенка по-новому взглянуть на привычные предметы, а дальнейшее использование коллажей в качестве обучающего пособия способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (общение между людьми, природа, народное творчество, экология и др.). Дети получают большое удовольствие при создании «картин», выступая настоящими соавторами. Применение коллажей возможно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Используя коллаж на последующих занятиях, можно придумать огромное множество заданий, с интересом выполняемых детьми: найти и назвать предметы определенного цвета, размера; предметы, находящиеся, вверху, внизу, между, около; на, в, под, за, под или над другими, похожие предметы, предметы, противоположные по величине и форме, одинаковые по цвету; предметы, которых много; рассказать о предмете, предметах, назвать картинки на данный звук, рассказать о том, что и в каком месте приклеивал картинки сам ребенок, а какие Маша и т.д. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта при использовании логопедических коллажей строится на взаимодействии ребенка с педагогами и другими детьми, а также тесном сотрудничестве с семьей. Создание коллективных коллажей помогает выстраивать определенные отношения между участниками и позволяют в большей степени раскрыть творческий потенциал педагога и сделать коллаж интересным и познавательным для детей. Список литературы: 1. Ефименкова T.H. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. М., 1985. - 112 с. 2. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. М., 1994. - 128 с. 3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. Екатеринбург., 2000. 320 с. 4. Зайцев И. С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И. С. Зайцев // Дефектология. - 2003. - № 5. - 107-115. 5. Зайцева Л. А. Социальное развитие дошкольников с нарушениями речи / Л. А. Зайцева // Специальная адаптация. – 2010. – № 1. – С. 11 - 18. 6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Издательство: Айрис-Пресс, 2005. – 204 с
|