Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Логопедический коллаж в младшей логопедической группе "Маленькие соавторы"
Логопедия
Автор: Абрукова Галина Васильевна   
05.10.2014 02:04

Маленькие соавторы«МАЛЕНЬКИЕ СОАВТОРЫ»
Логопедический коллаж в младшей логопедической группе
Абрукова Г. В.
Учитель-логопед. "Чебоксарская спец. (коррекционная) начальная школа-детский сад №2"
Дошкольный возраст, как никакой другой, насыщен важными достижениями в приобретении детьми опыта социализации. Дети активно трудятся в «море» собственных эмоций, овладевая практическим мышлением в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. Но в условиях общего недоразвития речи необходимые речевые контакты сводятся к минимуму.

Скачать конспект

Задача всех участников коррекционно-воспитательного процесса в специализированном детсаду, и прежде всего учителя-логопеда, заключается в создании условий для постепенного и плавного вхождения в среду сверстников ребёнка-логопата. Логопедическая работа способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка, поэтому очень важно использование разнообразных творческих методов в одном ряду с общепринятыми приёмами.      Одним из таких приемов является использование "логопедических коллажей»– наклеивание на лист картона или куски обоев различных материалов, соединяя их в сюжет или предмет. В качестве подручного материала используются кусочки цветной бумаги и тканей, цветные салфетки, фотографии, картинки, различной фактуры, пуговицы, природный материал и т.д.. которые подбираются по нужному размеру путем вырезания (для более старших детей, младшим детям предлагаем готовые формы) или обрывания (бумага, салфетки) и дальнейшего наклеивания.
Логопедический коллаж представляет занимательное для детей методическое пособие, соавторами которого они являются. Создание и дальнейшее использование логопедических коллажей в коррекционной работе — увлекательное и многофункциональное занятие для детей любого возраста.
В своей работе я использую этот приём как один из эффективных методов развития речевой активности, формирования способов общения, познавательной деятельности.. В процессе работы над составлением коллажа дети учатся строить предложения, совместная деятельность детей друг с другом и с логопедом побуждают к речевой активности, к коммуникации, умению находить компромисс между собой, у них закрепляется умение ориентироваться в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте работа по составлению коллажей более разнопрофильная (практически во всех видах логопедической деятельности можно результативно использовать прием коллажирования, начиная с диагностики детей: развитие импрессивной и экспрессивной речи, формирование лексики и грамматических категорий, автоматизация звуков и становление фонематической функции, обучение рассказыванию). Использование коллажей в старших дошкольных группах— более распространенный вариант в работе логопеда, и есть интересные сообщения на эту тему на различных сайтах, поэтому хочу подробнее рассказать об использовании коллажах в младшей логопедической группе (возраст детей 3— 4 года).
Младшие дошкольники, попав в логопедическую группу, чаще всего из дома, не сразу привыкают к условиям специализированной группы, отсутствию мамы, не могут раскрыть свои умения и таланты, могут замыкаться, стесняться; они пассивны на занятиях, отличаются быстрой утомляемостью, затрудняются в общении со сверстниками.
Занятия по составлению и использованию коллажей пробуждают интерес детей к совместной практической деятельности, приобщают детей к процессу познания; формируют способы общения, стимулируют речевую активность. Особенность коллажа в яркой доступности получения образов, в сочетании крупных и мелких деталей. Такая картина притягивает взгляд, захватывает внимание, требует рассматривания. С малышами мы чаще используем создание коллажей на темы, эмоционально близкие им.
Начинаем с тем «Моя семья», «Подарки осени», «Мама — Солнышко мое», при помощи которых дети быстрее приобщаются к новому коллективу, охотно включаются в ритм логопедической группы.
Рисунок 1 Коллективный коллаж «Подарки осени»
Рисунок 2 Коллаж «Мама — Солнышкомое»
Как правило, коллаж в младшей группе— это коллективная работа, и она помогает малышу легче адаптироваться, побуждает детей к речевой активности, к взаим­ному общению, позволяет решить такие задачи, как: расширение представлений об окружающем мире; развитие речевой активности и творческих способностей, расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, логического мышления, зрительной памяти. Такая форма работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.
Работа ведется в тесном контакте с родителями, которые не только закрепляют навыки и умения, полученные детьми на занятиях, дома, но и принимают активное участие в создании коллажей(темы семейных коллажей: «Мой малыш», «Наша группа», «Ах, лето красное» и т.д.)
Рисунок 3 Коллаж родителей Максима Ш. «Наш малыш»
Занятия по созданию коллажей проводятся 2 раза в месяц со всей группой детей с участием логопеда и воспитателя как кружковая работа, но дополняются подгрупповым занятием ( 3—4 ребенка) по необходимости (на коллаже всегда найдется место для творчества детей, пропустивших групповое занятие).
Тематика коллажей во второй младшей логопедической группе:
«Моя семья», «Подарки осени», «Мама — Солнышко мое», «Что едят птицы?», «Сказка моя (по русским народным сказкам», «На машине ехали, на корабле мы плыли», «Подарки для мамы», «Наша азбука», «Лесная полянка» и итоговое шоу-коллаж «Вот и стали мы на год взрослей».
Такие развивающие коллажи будят фантазию ребенка, развивают не только умения и навыки детей, но и формируют образное восприятие и мышление, заставляют ребенка по-новому взглянуть на привычные предметы, а дальнейшее использование коллажей в качестве обучающего пособия способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (общение между людьми, природа, народное творчество, экология и др.). Дети получают большое удовольствие при создании «картин», выступая настоящими соавторами.
Применение коллажей возможно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Используя коллаж на последующих занятиях, можно придумать огромное множество заданий, с интересом выполняемых детьми: найти и назвать предметы определенного цвета, размера; предметы, находящиеся, вверху, внизу, между, около; на, в, под, за, под или над другими, похожие предметы, предметы, противоположные по величине и форме, одинаковые по цвету; предметы, которых много; рассказать о предмете, предметах, назвать картинки на данный звук, рассказать о том, что и в каком месте приклеивал картинки сам ребенок, а какие Маша и т.д.
Максимально эффективная коррекция речевого де­фекта при использовании логопедических коллажей строится на вза­имодействии ребенка с педагогами и другими детьми, а также тесном сотруд­ничестве с семьей. Создание коллективных коллажей помогает выстраивать определенные отношения между участниками и позволяют в большей степени раскрыть творческий потенциал педагога и сделать коллаж интересным и познавательным для детей.
Список литературы:
1. Ефименкова T.H. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. М., 1985. - 112 с.
2. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. М., 1994. - 128 с.
3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. Екатеринбург., 2000. 320 с.
4. Зайцев И. С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И. С. Зайцев // Дефектология. - 2003. - № 5. - 107-115.
5. Зайцева Л. А. Социальное развитие дошкольников с нарушениями речи / Л. А. Зайцева // Специальная адаптация. – 2010. – № 1. – С. 11 - 18.
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Издательство: Айрис-Пресс, 2005. – 204 с

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год