Логопедическое занятие «Весёлый зонтик». Составление описательного рассказа по картинке с опорой на схемы.
Цель: формирование навыка составления описательного рассказа.
Коррекционные задачи: • учить операциям планирования и программирования будущего речевого устного сообщения; • развивать навык устанавливать причинно-следственные связи готового образца текста; • формировать лексико-грамматические понятия: «Текст», «Предложение», «Словосочетание», «Слово»; • учить связности и цельности высказываний; • заниматься уточнением, обогащением, активизацией лексикона; • вести профилактику аграмматизмов, просторечий; • работать над профилактикой нарушений письменной речи; • развивать просодические компоненты речи.
Скачать конспект
Образовательные задачи: • закреплять навыки планирования, программирования; • формировать умения и навыки самостоятельной связной речи; • закреплять умения находить и подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова; • учить точности и выразительности речевого высказывания; • формировать навыки учебно-практической деятельности.
Воспитательные задачи: • формировать культуру речевого общения; • воспитывать трудолюбие и прилежание в ходе выполнения учебной деятельности; • формировать чувство ответственности за выполняемую работу; • формировать алгоритмизацию учебно-практических действий и операций; • воспитывать усидчивость, работоспособность, учить концентрировать произвольное внимание.
Оборудование: зонтики (детский, мужской, женский), «рожицы» - весёлая и грустная и светофоры для обратной связи с группой по количеству детей, карты-схемы, предметные картинки «зонтики», игрушка гном, памятка №1 «Описание неодушевленного предмета», магнитная доска, индивидуальные альбомы «Я сочиняю», зонт с капельками для составления предложений, сюжетные картинки «Приключения зонтика».
Конспект занятия.
Под музыку дети заходят в группу. Здороваются с гостями, рассаживаются на свои места.
I. Организационный момент. Разминка. Логопед: - Ответьте на мои вопросы и загадки одним словом, которое всегда будет начинаться со звука «З». -Прыгун, трусишка, хвост – коротышка, Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета – на зиму и лето. Дети: - Заяц. Логопед: - Как звали самого умного коротышку в книге Н.Носова «Приключения Незнайки»? Дети: - Знайка. Логопед: - какого цвета была рыбка, выполнившая три желания старика из сказки А.С. Пушкина? Дети: -Золотого. Логопед: -Вечерний приём пищи мы называем ужином, а утренний? Дети: -Завтрак. Логопед: - Гуляю я и в дождь, и в зной, Характер у меня такой. Дети: -Зонт! II. Основная часть. 1. Логопед: - Сегодня мы поговорим с вами о зонтах и зонтиках. Будем продолжать учиться составлять предложения и рассказы. -Посмотрите, какими они бывают разными (демонстрируются зонты). А как вы думаете, какие бывают зонты? Дети: - Мужские, женские, детские. Логопед: - Ребята, скажите, для чего нужны зонты? Дети: - Чтобы прятаться под ним от дождя и солнца.
На доску вывешивается картинка с изображением зонта. Логопед: - Что изображено на рисунке? Дети: - На рисунке изображен зонтик. Логопед: - Этот зонтик какого-то одного цвета? Поднимите весёлую «рожицу», если вы согласны со мной, и грустную - если не согласны. Логопед: - Как сказать одним словом, что этот зонт раскрашен в разные цвета? Дети: - Разноцветный, цветной, многоцветный, пестрый. Логопед: - Какими красками раскрашен зонт? (подсказки логопеда) Дети: - Весёлыми, яркими, сочными. Логопед: - Человеку, с каким характером понравился бы этот зонт? Возьмите цветные карандаши и светофоры, которые есть у каждого из вас. Раскрасьте свой ответ. Верхний круг – грустный, средний – весёлый, нижний – сердитый. - Кому больше подошёл бы этот зонт? Старому человеку, ребёнку или взрослому? (работа со светофором).
2. Логопед: - Вы знаете, ребята я недавно попала под необычный дождь. И капли на моем зонте после этого дождя никак не высыхают. Чтобы зонт высох, вы должны мне помочь. На каждую каплю прилипли картинки. А вам нужно эти слова-картинки связать в предложения. Давайте я начну, (логопед снимает каплю, составляет предложение, дети работают по образцу, упражняясь в составлении предложений).
3. Физкультминутка. Танец с зонтиками.
4. Логопед: - Рассмотрите рисунок другого зонта. Чем похожи эти зонты и чем они отличаются? Дети: - Один яркий, второй зонт полосатый. На одном зонтике больше цветов, на другом меньше. На первый зонт смотрим с одной стороны, а на второй – с другой. Логопед: - Какой зонт вам больше понравился? (ответы детей) Логопед: -А сейчас мы с вами будем составлять рассказ о нашем необыкновенном зонтике. Только предложения мы будем записывать не словами, а картинками. Я произнесу фразу, а вы подумайте, какими картинками можно обозначить слова в ней. Рядом с нужной картинкой в кружке поставьте галочку (на доске карты-схемы к предложениям). На картинке нарисован разноцветный детский зонтик. На нем полоски красного, синего, зелёного и желтого цветов. Мама читала детям книжку о рыбаке и рыбке. Это яркий и весёлый зонтик. Под ним можно спрятаться от дождя и от сильного солнца.
Логопед: -Вот послушайте, что у нас получилось, (логопед «читает» рассказ). Нет, мне кажется здесь что то не так, а вы как думаете, ребята? Дети: - Одно предложение не подходит к рассказу. Логопед: -Молодцы!!! Ну вот теперь у нас получился хороший, правильный рассказ про зонт. Далее дети тренируются в составлении рассказа по картам-схемам.
5. Логопед: -А вы знаете, какая историй приключилась с одним зонтиком? На доску вывешиваются картинки «Приключения зонтика» (дети рассматривают картинки и находят скрытый смысл). Логопед: - Эту историю придумал художник Радлов. А я знаю что вы тоже любите фантазировать. И дома каждый из вас сочинил свою историю про зонт, которая начиналась со слов: «Однажды зонтику захотелось погулять одному без хозяина…». Работа с альбомами «Я сочиняю». Рассказы детей.
III. Итог занятия Логопед: - Наше занятие подошло к концу. Скажите мне, занятие было интересным? Если да – поднимите весёлую рожицу, если нет – грустную. - Вы работали с удовольствием или вам было скучно? (поднимают рожицу). - Вам понравилось работать с картами-схемами? (поднимают рожицу) - К следующему занятию нарисуйте в альбоме свою любимую игрушку и составьте рассказ о ней вместе с родителями.
Оценка деятельности детей.
Панфилова Екатерина Владимировна Учитель-логопед МДОУ Д/С №1 «Сказка» Подготовительная логопедическая группа г.Полярный Конспект логопедического занятия По развитию связной речи На тему: « Весёлый зонтик»
|