Методическая разработка «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (из опыта работы кружка «Логоритмика») |
Логопедия | |||
Автор: Соколова Светлана Евгеньевна, Волчкова Марина Васильевна | |||
12.04.2018 22:47 | |||
Методическая разработка «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (из опыта работы кружка «Логоритмика»)
МБДОУ ЦРР ДС №15 Челябинская обл. г.Озерск «Ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве». Э. Жак Далькроз Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму.
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог, и психиатр Б.. М.. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки. Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные. В педагогическом аспекте логоритмика — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально — речевые способности, расширяет певческий диапозон. Дети, находящиеся в массовом детском саду, не всегда имеют норму речевого развития. Поэтому данная программа помогает реализовать речевой потенциал детей, имеющих отклонения в речи в условиях не ДОУ компенсирущего вида, а общеобразовательного детского дошкольного учреждения. Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия кружка включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, над фонопедией, фонематическим слухом, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально — речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение. Что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. Каждое занятие кружка по логортмике включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания. За время работы кружка укрепляются взаимодействия педагогов — специалистов: музыкального руководителя и логопеда. Цель и задачи программы кружка Цель кружка: Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи. Задачи кружка:
Содержание коррекционной работы В программе также заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования, логикой внутрипредметных связей (интеграцией образовательных областей), а также с возрастными особенностями развития детей. Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: Познавательное и речевое развитие: познавательно-исследовательская, коммуникативная (НОД, наблюдения, беседы, игры). Социально-коммуникативное развитие: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая (используются дидактические, сюжетно — ролевые игры; разучиваются различные танцы), овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, с использованием подвижных и речевых игр. Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен), музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия. Физическое развитие: двигательная (проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия), познавательно-исследовательская (используются артикуляционные, пальчиковые гимнастики, фонопедические упражнения, самомассаж). Планируемые результаты освоения программы логоритмического кружка В итоге проведённой логоритмической работы дети должны научиться:
У детей во время логоритмической деятельности решаются несколько коррекционных задач. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, развивается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, формируется слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Неговорящие дети именно во время совместной логоритмической деятельности демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует речь. Содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ и раскрывается через определенные темы. Оно позволяет на самом раннем этапе детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, о развитии коммуникактивных способностей, русской и зарубежной поэзии, классической и народной музыке, музыкальных подвижных играх. Формы, способы, методы и средства реализации программы На занятиях логоритмикой формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве. В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа. Сюжетно — тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо – физическим данным. Такое построение кружковых занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний. Кружковые занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи. Сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы. Элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движения со словом, ориентироваться в пространстве, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей, в данном случае, развитию слоговой структуры слова и фонематическому слуху. Обучение детей на музыкально — шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. При разработке кружковых занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно — методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000 г. № 65/23- 16), Федеральный государственный образовательный стандарт от 01 января 2014 г., где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью. Кружок проводится учителем-логопедом совместно с музыкальным руководителем. Рекомендуется проводить в первой половине дня, так как занятия являются интегрированными. Продолжительность занятий для детей старшей группы до 30 минут. Тема кружка берется на 1 занятие. Главная задача педагога- создание на занятиях атмосферы праздника, радости. Кружок проводится учителем-логопедом совместно с музыкальным руководителем. По желанию педагогов можно заменять музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие, в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и непосредственно- образовательной деятельности по рисованию, аппликации, развитию речи. В ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр – драматизаций. Кружок по «логоритмике» хорошо вписывается в учебную работу любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как он построен в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлен на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей. Формы работы: кружок проводится в музыкальном зале в первую половину дня с подгруппой детей 10-12 человек. Материал и оборудование, необходимые для проведения кружка
Перспективно-тематический план Задачи: 1. Оздоровительные:
2. Образовательные:
3. Воспитательные:
4. Коррекционные:
Структура непосредственно-образовательной деятельности логоритмического кружка
Список используемой литературы
|