ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР |
Логопедия | |||
Автор: Нестерова Оксана Николаевна | |||
26.02.2018 15:02 | |||
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР (из опыта работы) учитель-логопед Нестерова О.Н., МКДОУ д/с «Колокольчик» г. Сосенский Калужской обл. Аннотация. Предлагаемое в статье мероприятие направлено на организацию тесного взаимодействия родителей старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и дошкольной образовательной организации (ДОО), на создание развивающей предметно-пространственной речевой среды в условиях детского сада и дома. Ключевые слова. Автоматизация поставленных звуков, игры со звуками, контроль и самоконтроль за речью, образовательная деятельность детей. Семья в наше время значительно отличается от семьи прошлого века. Происходящие перемены в обществе, увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья требуют новых подходов и методов работы с родителями.
Система взаимодействия дошкольной организации и семьи предполагает создание единого речевого пространства, единства требований к условиям обучения, воспитания и развития детей, как в образовательном учреждении, так и дома. Согласно ФГОС ДО, педагоги детского сада стремятся создать условия для активного участия родителей в образовательной деятельности детей. Подобные мероприятия я планирую ежегодно и организую их в два этапа: семинар-практикум для родителей в виде логопедического тренинга, деловой игры или педагогического ринга, и совместную деятельность детей с родителями в форме логопедического досуга, развлечения или игрового занятия. Так как закрепление в речи поставленных звуков занимает достаточно длительное время и требует немалых усилий всех участников образовательного процесса, а в первую очередь родителей детей с ОНР, я решила посвятить свою работу теме автоматизации звуков в игре. Семинар-практикум для родителей дошкольников с ОНР старшей логопедической группы Тема: С мамой играем – звуки закрепляем Цель: Вовлечение родителей в творческий практико-ориентированный процесс развития речи детей средствами игровых технологий. Задачи:
Оборудование и материалы:
План.
Ход. 1. Вступительное слово учителя-логопеда. Здравствуйте, уважаемые родители! Благодарю вас, что вы отложили срочные дела и нашли время для нашей встречи. Через год ваши дети отправятся в школу, и тогда вы серьёзно задумаетесь: готов ли мой ребёнок к обучению в школе, умеет ли он слушать педагога, точно выполнять его инструкцию, может ли задать учителю вопрос или высказать своё мнение… Каждый год учителя первых классов приглашают нас на открытые уроки к нашим выпускникам. И всё чаще мы слышим в адрес детского сада: у детей плохо развита связная речь, дети не умеют слушать, дети не хотят учиться… В наш век дефицита общения связную речь детей особенно необходимо развивать. А кто должен заниматься развитием и воспитанием наших детей? Детский сад или семья? (Ответы родителей…) Покажите, пожалуйста, руку и попробуйте похлопать в ладоши одной рукой…Что, плохо получается! Представьте, что мы – педагоги – одна рука, а вы – родители – вторая. И только вместе, в тесном сотрудничестве и взаимодействии, как две руки одного организма, мы можем многого добиться в вопросе воспитания и обучения ваших детей. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Вы узнаете, в какие игры можно играть с ребёнком дома и развивать его речевые навыки. Почувствовать себя комфортно и уверенно, как детям, так и взрослым, помогают именно игры. 2. Разминка. Игра «Да-нет» (Родители становятся в круг.) Слушайте внимательно, что я скажу. Если согласны, поднимайте руки вверх и говорите «да», если не согласны, отрицательно качайте головой и говорите «нет». Отвечайте «да» иль «нет», дайте правильный ответ.
Как вы думаете, какую задачу мы благополучно решили в этой игре? (Развитие слухового внимания и эмоциональное восприятие текста.) (Родителя занимают свои места) 3. Беседа о речи с элементами деловой игры и опорой на слайды презентации. Именно со слухового внимания и восприятия речи окружающих, в процессе общения со взрослыми развивается и совершенствуется речь ребёнка, а со временем — превращается в орудие мышления. Красивую речь приятно слушать. Не правда ли?
Родители передают цветок, и называют по одному слову (Правильную, понятную, чёткую, яркую, богатую, выразительную, с правильно произносимыми звуками, образную, грамотную, спокойную, уверенную, убедительную, содержательную, неторопливую, эмоционально-насыщенную, достаточно громкую…) Каждый из вас переживает за своего ребёнка, ведь красивая и правильная речь – залог успешности ребёнка в будущем. Согласны? Речевые трудности отрицательно сказываются на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной, моторной и волевой сфер, на развитии ребёнка в целом. Общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение формирования всех компонентов речевой системы, всех сторон речи.
Ответы родителей (Звуковая сторона речи подразумевает произношение и восприятие речевых звуков; смысловая – лексический (словарный) запас; грамматическая — навыки словообразования и словоизменения; интонационно-мелодическая – выразительность и эмоциональную оценку; связная речь — умение связно и содержательно передать информацию). Причём все стороны речи тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. Звуки – это основной строительный материал речи, и только при чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит, может служить средством общения (коммуникации).
Назовите органы артикуляции (губы, зубы, нижняя челюсть, нёбо твёрдое и мягкое, маленький язычок) – мышечный и костный аппарат ротовой полости. В произношении участвует голосовой аппарат (гортань и голосовые связки), дыхательный (диафрагма, лёгкие, бронхи, трахея, глотка, носовая полость) и слуховой аппарат. Неправильное строение, недостаточная иннервация, заболевания этих органов способствуют нарушению формирования правильного звукопроизношения у детей.
Ответы родителей. (Развивать артикуляционную моторику, дыхательные и голосовые функции, слуховое внимание и восприятие, а также развивать мелкую моторику пальцев рук в играх и упражнениях.) 4. Автоматизация поставленных звуков. Проблемы. Пути решения. Если постановкой звука занимается специалист, то закреплять уже поставленный звук необходимо всем взрослым в окружении ребёнка и, в первую очередь, самым близким ему людям – родителям. Причём, как правило, употребление нового произношения требует усилий, внимания и постоянного контроля, с чем ребёнок не может справиться самостоятельно. Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить отдельно от других звуков. А затем многократно до автоматизма проговаривать в разных звукосочетаниях. Этапы автоматизации звука:
Произношение звуков нужно обязательно закрепить в речи ребёнка. Иначе в повседневной жизни он по-прежнему будет произносить свой «старый» звук. Дети привыкают к «старому» звуку не только артикуляционно, но и на слух. Значит, закреплять (автоматизировать) и учить различать (дифференцировать) звуки нужно одновременно! Этап автоматизации звуков можно считать законченным лишь тогда, когда ребёнок владеет навыком правильного произнесения «нового» звука в обычной разговорной речи, в быту. Часто на практике встречаются случаи, когда овладев правильным звукопроизношением, ребёнок не пользуется им в самостоятельной речи, и со временем теряет «новый» звук. Иногда дети обретают «кабинетную речь» (только в кабинете у логопеда говорят правильно). Следовательно, необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях, где ваша помощь, уважаемые родители, незаменима. Без вашего участия и поддержки автоматизация звуков имеет достаточно длительный и неустойчивый характер, а значит, и результат работы будет минимальным.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт. Причём в игре можно задействовать все сенсорные каналы детского восприятия и переработки информации в сочетании по формуле: Я ИГРАЮ – СЛЫШУ – ВИЖУ – ПРОИЗНОШУ – ДЕЙСТВУЮ – и в результате умею правильно говорить. Чем больше анализаторов участвует в процессе обучения и коррекции, тем успешней будет результат.
Закрепление звука с отвлечением от произношения на следующие раздражители:
5. Знакомство с играми с опорой на презентацию. Практикум. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием. Вот несколько примеров занимательных игр по автоматизации поставленных звуков в домашних условиях. ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ Называем автоматизируемый слог (слово) и загибаем палец на руке или соединяем в колечко: РА-РО-РУ-РЫ-РЭ; РАК – РАМА – РАДУГА – РАНА – РАКЕТА и т.д. В данном случае закрепляем звук «Р». «СЛОГОВАЯ ЛЕСЕНКА» Лесенка нарисована на листе бумаги или выстроена из любого конструктора (пять ступенек). Взрослый называет слог с «трудным» звуком, а ребёнок правильно повторяет и передвигает любую маленькую фигурку или просто шагает пальчиками по ступенькам. «ЛАДУШКИ» Играем как в традиционную игру «Ладушки», но добавляем слоги или слова с автоматизируемым звуком. Взрослый хлопает по ладошкам ребёнка и называет слог или слово, а ребёнок его повторяет и хлопает по ладоням взрослого. Можно усложнять игру, изменяя последовательность движения. Такая игра способствует синхронизации работы двух полушарий головного мозга. Как говорит народная мудрость: «Услышишь – забудешь, увидишь – запомнишь, попробуешь – поймёшь». Давайте попробуем и мы поиграть в эту игру. (Родители играют парами) «БАШЕНКА» ( «ПИРАМИДКА») Взрослый называет автоматизируемый слог (слово), ребёнок его повторяет. Если звук в слове произнесён верно, ребёнок получает кубик или колечко от пирамидки. В ходе игры ребёнок строит башенку или собирает пирамидку. Можно использовать образец постройки, схему или алгоритм. «НАЗОВИ КАРТИНКУ» Ребёнку предлагают набор картинок с автоматизируемым звуком. Если ребёнок произносит слово верно, то забирает картинку себе, а если нет, то картинка остаётся у взрослого. «ВЫБЕРИ КАРТИНКУ» Взрослый называет звук, ребёнок подбирает картинку на заданный звук. Желательно, чтобы предлагались картинки, как с наличием заданного звука, так и без него (на развитие слухового восприятия), со смешиваемым звуком (на различение звуков), и в любой позиции звука в слове (начало, середина, конец). «ЗАПОМНИ – ПОВТОРИ» Данная игра проводится на основе слуховой памяти. Взрослый называет слово с автоматизируемым звуком (каждый раз новое), а ребёнок повторяет все слова, начиная с первого. Взрослый не забывает следить за «трудным» звуком. Взрослый: «Рак». Ребёнок: «Рак». Взрослый: «Рыба». Ребёнок: «Рак, рыба» и т.д. Можно одновременно собирать пирамидку, бусы, строить дорожку, цепочку, прицеплять прищепки, шагать или «прыгать по кочкам» и проговаривать цепочку слов. Давайте попробуем собрать пирамидку таким же образом. (Родители по цепочке собирают пирамидку, проговаривая речевой материал) «ПЕРЕВЁРТЫШИ» Эта игра развивает зрительную память. Перед ребёнком выкладывают ряд из 5 – 6 картинок, в названии которых есть автоматизируемый звук, предлагают назвать картинки и запомнить их. Затем картинки переворачивают. Ребёнок называет картинку по памяти и проверяет, верно ли он её назвал, переворачивая картинку. Количество картинок можно постепенно увеличивать. Задача взрослого — следить за правильностью произнесения поставленного звука. Аналогичные игры «Чего не стало?» (убрать по 1-3 картинки), «Что изменилось?» (переставить картинки местами) ИГРЫ С МЯЧОМ Огромные возможности в логопедическом тренинге дают игры с мячом (обычным резиновым мячом разных размеров, массажным, надувным или просто воздушным шариком). Мяч можно перекидывать друг другу, перекатывать, передавать, отстукивать, перекидывать с руки на руку, катать по руке, по ноге, по пальцам, проговаривая речевой материал. С помощью мяча можно не только закреплять поставленные звуки, но и формировать грамматический строй, обогащать словарный запас, учить стихи, делить предложения на слова, слова на слоги, сочинять рифмовки и многое-многое другое. Например, взрослый называет слово с автоматизируемым звуком и бросает мяч ребёнку, а ребёнок правильно повторяет слово и возвращает мяч взрослому. Можно усложнить игру, отвечая на вопрос «Есть или нет» Взрослый: «У меня есть карандаши». Ребёнок: «У меня НЕТ карандашей». Можно разучивать стихи и скороговорки, проговаривая по одному слову или по одной строчке по очереди: Мышонку мама Мышка шептала: «Шалунишка, шумишь, шуршишь, болтаешь, Ты маме шить мешаешь!» Кто попробует со мной проговорить стихотворение по одному слову. (педагог с одним из родителей играет в мяч, проговаривая текс по одному слову) - Какой звук мы закрепляли? (Звук -Ш-) «ОДИН – МНОГО» С помощью этой игры мы тренируем детей в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже. Взрослый: «У меня одна роза, а у тебя много …» Ребёнок: «Роз». Используются слова с автоматизируемым звуком. «НАЗОВИ ЛАСКОВО» С помощью этой игры мы тренируем детей в образовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме. Взрослый: «У меня перец, а у тебя …» Ребёнок: «Перчик». «СОСЧИТАЙ-КА» Эта игра позволяет тренировать детей в правильном согласовании числительных с существительным. Можно усложнить игру, добавив в словосочетание прилагательное. Взрослый просит: «Сосчитай чёрных дроздов (красные квадраты, розовые вёдра, серых драконов)» Ребёнок считает предметы, указывая пальчиком на цифры: «Один чёрный дрозд, два чёрных дрозда, … шесть чёрных дроздов» Взрослый следит за правильным произношением и согласованием слов. «КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ» С помощью этой игры мы тренируем детей в образовании глаголов по звукоподражанию. Взрослый: «Ворона» Ребёнок: «Каркает». Корзина слов: тигр, медведь, лошадь, свинья, утка, голубь, петух, воробей, кузнечик… «ХОДИЛКИ — БРОДИЛКИ» Это старая и незаслуженно забытая игра. Её можно сделать дома вместе с детьми. На листе бумаги друг за другом нужно нарисовать кружочки. Дорожку из кружочков закончить около домика (самолёта, автобуса, подарка и т.д.) Это цель, куда ребёнок стремится попасть. В кружочках взрослый изображает символы артикуляционных упражнений, символы звуков и буквы (если ребёнок с ними знаком), схематичное изображение слов, стихов, чистоговорок. В «Ходилки» можно играть одному, вдвоём и целой группой. Каждый участник игры ставит свою фишку на начало дорожки, кидает кубик, на грани которого не более трёх точек, делает ход и выполняет изображённое в кружочке задание. Общий фон можно оформить в виде леса, неба с облаками, полянки с цветами, пруда с рыбками, в зависимости от задуманного сюжета. «ЛАБИРИНТЫ» На игровом поле лабиринта необходимо выбрать путь только по той дорожке, где в названии картинок звучит заданный звук. Ребёнок шагает и проговаривает слова или фразы с «трудным» звуком. Такие занятия очень эффективны и очень нравятся детям. Ведь они наслаждаются вашим вниманием, поддержкой и творчеством в совместной деятельности. МНЕМОТАБЛИЦЫ и ПИКТОГРАММЫ Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений, составлению рассказов и загадок, также увлекает детей и превращает занятие в игру. Взрослый подбирает картинки-опоры к тексту или рисует пиктограммы. Ребёнок рассказывает, показывая пальцем соответствующую тексту картинку. «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК» Эта игра способствует формированию навыка звуко-слогового анализа слов, что необходимо при подготовке к обучению грамоте. Сделать игру дома очень просто. Нарисовать схемы домиков, вагончиков, машинок, пароходов с указанием места звука в слове (начало, середина, конец) или количества слогов, и подобрать картинки с наличием автоматизируемого звука. «КАРТИНКИ ДЛЯ БУКВЫ» Работая над звуком, лучше сразу познакомить ребёнка с соответствующей буквой. Опора на зрительный образ поможет быстрее закрепить и произношение самого звука. Этому служит следующая игра, которую тоже можно сделать вместе с детьми. Нарисовать букву на весь альбомный лист жирным шрифтом. Расчертить ячейки для картинок на букве. Попросить ребёнка выбрать из картинок только те, в названии которых есть автоматизируемый звук и украсить букву картинками. «ЗАМЕНИ ПЕРВЫЙ ЗВУК» Подготовке к обучению грамоте служит и следующая игра «Превращалки» Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч, а ребёнок заменяет первый звук в слове на автоматизируемый звук, правильно произносит новое слово и возвращает мяч взрослому. Взрослый: «Кот» Ребёнок: «Рот» Корзина слов: танец, забота, мычать, пугать, пыжик, козы, высь, хобот, мак, жакетка… Давайте поиграем с мячом «Замени первый звук». (Родители становятся в круг и играют) 6. Заключительное слово. Ответы на вопросы родителей. Таким образом, выполнять логопедические задания, играя, весело и интересно. Использование игр позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка, сделать отношения в семье ещё более близкими и доверительными. Самый главный секрет автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям, как у взрослого, так и ребёнка! А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя ждать!
А на следующий год старайтесь не пропускать занятия в детском саду, иначе ваш ребёнок не успеет подготовиться к школе по основной образовательной программе ДОУ. 7. Рефлексия (Родители становятся в круг) В этом сундучке есть один интересный предмет, попробуйте отгадать, что это. Я пушистый, мягкий, круглый, Есть и хвост, но я – не кот. Часто прыгаю упруго, Покачусь – и под комод. (КЛУБОК) Катится, катится клубочек, кому в руки попадёт, тот должен сказать, что ему понравилось больше всего на нашей встрече. (Передаю клубок рядом стоящему участнику, конец нити держу в руке и говорю: «Мне понравилось, как вы дружно откликнулись на просьбу о встрече, как с интересом воспринимали представленную вам информацию». Следующий участник передаёт клубочек и говорит, что понравилось ему…)
А в заключение хочу поблагодарить вас за сотрудничество. Спасибо за внимание! Список использованной и рекомендуемой литературы:
|