Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» |
Логопедия | |||
Автор: Прасолова Татьяна Владимировна | |||
17.11.2017 19:18 | |||
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Прасолова Татьяна Владимировна учитель-логопед МБДОУ № 20 поселок Октябрьский, Курганинский район, Краснодарский край Артгимнастике – привет, лучше её в мире нет! Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Целью артикуляционной гимнастики является — выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики:
На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом под руководством педагога, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а педагог контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому. В дальнейшем, когда ребёнок усвоит элементы гимнастики, применяются различные игровые приёмы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, стихокомплексы, театр пальчиков и язычка, рисунки – подсказки, картины-образы, адаптируемые истории и сказки, «Сказки о весёлом язычке». Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Начинать гимнастику лучше с дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинки, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных. А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастике, которую необходимо начинать с упражнений для губ. Упражнения для губ 1. Улыбка. Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам 2. Трубочка. Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Мои губы – трубочка Превратились в дудочку 3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем 4. Улыбка — Трубочка. Чередование положений губ. Свои губы прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слонёнок я Видишь – хобот у меня. Мне понравилось играть Повторю – ка всё опять. Упражнения для губ и щек
Статические упражнения для языка (выработка контроля за положением зыка и удержанием позы) 1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка. На губу язык клади, Пя-пя-пя произноси, Мышцы расслабляются… Лопатка получается Ты под счёт её держи… До пяти.. До десяти… 2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать 2. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык широкий положи, Его края приподними – Получилась пиала, почти круглая она. 3. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать. Динамические упражнения для языка (выработка координации и точности движений) 1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. Влево — вправо мой язык скользит лукаво: Словно маятник часов покачаться он готов. 2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. На качелях я качаюсь: Вверх, вниз, вверх, вниз. Я до крыши поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз. 4. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. Чищу зубы, чищу зубы И снаружи, и внутри. Не болели, не темнели, Не желтели чтоб они. 6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок. Я копытцем постучу! Цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок. 7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. Красить потолок пора, Пригласили маляра. Ниже челюсть опускаем, Язык к нёбу поднимаем. Проведём вперёд – назад – наш маляр работе рад. 8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу. Выполняя артикуляционные упражнения хвалите ребёнка, поощрение придаст малышу уверенность в себе и в своих силах, поможет быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
|