Педагогическая статья "Обучение звуковому анализу слов" |
Логопедия | |||
Автор: Баринова Светлана Николаевна | |||
13.11.2017 01:08 | |||
Педагогическая статья "Обучение звуковому анализу слов" В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребёнка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом – его смысловой и фонетической, или звуковой стороной. Процесс обследования звукового состава для ребёнка сложен потому, что ему одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество. Основная задача обучения грамоте дошкольного возраста — формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка: обучение их звуковому анализу слов, что становится основой для ознакомления с буквами и обучения чтению.
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик звука. Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «жук» ребёнок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жук. Реально представить слово даёт возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок — предмет, название которого ребёнок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеток соответствует количеству звуков в слове. Рисунок помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется. Схема даёт возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребёнок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки, — и он увидит, что где-то ошибся. При этом первый звук нужно называть так, как он слышится в слове (если слово звучит как «ммак», то «м», а если «кит», то «кь»). Интонационно выделяя звуки, надо одновременно фиксировать их фишками одного цвета — серыми. После того, как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, знакомим детей с гласными и согласными звуками. Дети узнают, что гласным звукам ничто «не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык: они легко выходят изо рта. Дети «проверяют» все звуки, произносят их и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. Полученные таким активным путём знания прочно усваиваются дошкольниками: эти «необыкновенные» звуки, которые мы произносим громко, полным голосом называются гласными и, разбирая слова, обозначать их нужно не серой, а красной фишкой. На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» — губы, зубы, язык. Например, при произнесении звуков «м», «мь» мешают губы и т.д. Дети знают, что у звуков есть «братцы»: различают большого и малого «братцев». Вводятся названия твёрдых и мягких согласных звуков: большим братцем называем твердый согласный звук, а маленьким — мягкий согласный звук. Твёрдый согласный будем обозначать синей фишкой, а мягкий — зелёной. Проводя звуковой анализ слов, нужно следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твёрдый согласный», «мягкий согласный» звуки. В период знакомства с гласными, твёрдыми и мягкими согласными звуками переходим к анализу четырёх — пятизвуковых слов различного состава: лиса, слон, зонт, школа. Звуковой состав каждого слова сравнивается с предыдущим, определяется сходство и различие. Картинки — схемы заменяются схемами звукового состава слова, полосками бумаги без рисунков. В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах.
|