СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ С ОНР |
Логопедия | |||
Автор: Ноздрина Ольга Игоревна | |||
18.11.2017 07:37 | |||
СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ С ОНР Ноздрина О.И. МБДОУ «Детский сад №58 компенсирующего вида», г. Орел Эффективность логопедической работы по развитию словарного запаса детей во многом зависит от умения педагогом подобрать различные методы и приемы для решения коррекционных задач. В ходе практической педагогической деятельности было доказано, что одним из таких средства является дидактическая игра. При этом необходимо помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории детей. Добиться положительной динамики с детьми 3-4 лет с ОНР можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ре-бенка практических действий у него возникает состояние эмоционального подъема. Такой положительной настрой предоставляет возможность логопеду побуждать ребенка к речи. Возникновение активного желания имитировать слова взрослого обеспечивает ребенку его перевод из категории «неговорящих» в категорию «плохо говорящих». При поступлении в новый коллектив (2 младшую речевую группу) дети 3-4 лет с нарушениями речи с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если нормально развивающиеся дошкольники уже прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то дети с ОНР 3-4 лет должны научиться этому. На начальных этапах обучения и воспитания, а так же в период обследования необходимо применять игры, направленные на развитие сотрудничества со взрослым.
Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремится передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить. Детям с особенностями в речевом развитии свойственны общий и ре-чевой негативизм, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность в общении с ним у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает. В связи с этими первый задачей в коррекционной работе с такими детьми является формирование эмоционального контакта со взрослыми, направляя его на сотрудничество с ними, а также обучение ребенка способам усвоения общественного опыта. Важно помнить, что более комфортно ребенок чувствует себя в знакомой ситуации, увереннее действует в ходе знакомых игр. Первые инструкции даются в привычной для малыша ситуации и чаще всего сопровождаются соответствующими действиями. Это объясняется тем, что у детей 3-4 лет с ОНР ситуативное понимание речи. У детей этой группы ситуативное понимание речи сохраняется долго, иногда без специальной коррекционной работы – до конца дошкольного возраста. На первом этапе обучения и воспитания были использованы игры, направленные на выделение элементарной инструкции из ситуации. При этом инструкция состояла из одного слова, обозначающего действие, которое побуждает ребенка к выполнению задания. Например, такие игры как: «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Иди ко мне – беги ко мне». Также принималось во внимание, что у детей этой группы наблюдается повышенная утомляемость, невнимательность и т.д. Кроме того, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Учитывая особенности младшего дошкольного возраста коррекционные занятия строятся следующим образом: знакомство с новым речевым материалом проходит в ходе индивидуальной работы, а на подгрупповых занятиях закрепляется уже известный детям материал, используя полученные знания во время общих игр. В процессе занятий основная задача логопедического воздействия – накопление пассивного и активного словарного запаса детей: слова-предметы и слова-действия, а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния. Эта задача решается логопедом через подражательную речевую деятельность. Далее в коррекционной работе использовались игры, задачей кото-рых является подражание речи взрослого. Для этого педагог многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторять эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи. Использование игр в последовательности (звуки -- аморфные слова – слова -- фразы) позволяет гибко подбирать подходящий вариант в зависимости от уровня развития речи детей. На начальном этапе работы допускаются любые ответы детей в зависимости от индивидуальных речевых возможностей. В младшем дошкольном возрасте важным представляется развитие коммуникативной функции речи. Особое внимание уделялось работе над формированием предметной соотнесенности слова (т. е. связь наименования с предметом). На ее основе происходило формирование обобщающей функции слова (т. е. не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов) и затем формирование понятийно-обобщающей функции слова (т. е. отнесенность слова к классу предметов: мебель, посуда и т.д.) Формирование обобщающей функции слова строилось на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак среди признаков, выде-ляющих предметов. Расширение объема словаря имен прилагательных осуществлялось параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках, высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам. На начальном этапе работы закреплялась связь имеющихся у детей частотных слов-прилагательных с их значениями. В дальнейшем осуществ-лялось обогащение словаря по тематическим группам. Для группировки словаря использовались игровые задания, преду-сматривающие как можно большее называние предметов, вовлеченных в одну и ту же ситуацию (столовая, игровая комната, спальня и др.) Позднее с детьми проводилась работа по называнию частей целого предмета (машины, дома и т.д.), нахождению целого по наименованию частей. Эта работа предшествует более сложной для детей работе по группировке слов, называющих признак (например, цвет), действие, группу предметов (как назвать одним словом куклу, машинку, кубики). Особое внимание уделялось употреблению слов-действий (глаго-лов), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. С усвоением различных видов деятельности, с формированием двигательных навыков расширяется и глагольный словарь. Чем больше ребенок выполняет действий, тем больше он знает слов-действий. Обогащение глагольного словаря проводилось в сле-дующей последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения животных, далее закрепляется глагольный словарь по темам: «Кто (или что) какие звуки издает?», «Кто как передвигается?» Опыт работы показал эффективность использования дидактических игр в формировании и обогащении словаря детей с ОНР 3-4 лет. При подборе дидактических игр учитывались психологические и физиологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста. Внимание ребенка четвертого года жизни непроизвольно, и продуктивно он может заниматься только, когда ему по-настоящему интересно. Кроме того, надо заметить, что активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Длительность занятия не должна превышать 15-20 минут, причем в течение одного занятия целесообразно чередовать различные виды деятельности и использовать разные игры, каждая из которых длится несколько минут. Литература:
|