Артикуляционная гимнастика «Весёлый зоопарк». |
Логопедия | |||
Автор: Хайруллина Гульнара Фаридовна | |||
28.09.2017 20:33 | |||
Артикуляционная гимнастика «Весёлый зоопарк». Учитель – логопед: Хайруллина Г.Ф. МАДОУ № 252, г.Казань, Кировский район. На вопрос, заданный детям: «Что такое артикуляционная гимнастика?», обычно отвечают: «Это зарядка для язычка. Ее надо делать каждый день, чтобы правильно говорить звуки». Ребенок ходит в логопедическую группу детского сада, и для того чтобы работа была эффективной, артикуляционную гимнастику необходимо делать несколько раз в день по 5-7 минут – в кабинете учителя-логопеда перед зеркалом, в группе – с воспитателем в вечернее время, дома с родителями. Такую совместную работу можно сравнить с тройкой запряженных лошадей, скачущих вперед в одном направлении, и она непременно даст хорошие результаты. Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
Главными целями артикуляционной гимнастики являются:
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем, и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произношения звуков. Ко всему хочется добавить, артикуляционная гимнастика – это всестороннее развитие фантазии и творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звуков, но и для развития у детей речи, воображения, памяти, внимания усидчивости. В ДОУ эти цели успешно достигаются различными способами – проводят артикуляционную гимнастику с картинками, игрушками; используют ИКТ; придумывают стихи, сказки и рассказы про «Язычок»; используют сказочные персонажи; зоопарк, где животное – это название упражнения артикуляционной гимнастики. Предлагаю один из своих вариантов проведения артикуляционной гимнастики под названием «Веселый зоопарк», для детей 5-7лет. Ход артикуляционной гимнастики I. Организационный момент. Игра «Хорошее настроение». Доброе утро! (руки в стороны). Мы все красивые, как в саду цветочки (поворот головы влево — вправо). Улыбнулись снова Будьте все здоровы. (Руки вперед). - Ребята, Вы знаете, что такое экскурсия? - Вы, любите ходить на экскурсии? - Ребята, Вы хотите сегодня отправиться на экскурсию? Отгадайте загадку: Ты иди сюда скорей, - Ребятки, на каком транспорте Вы хотите отправиться на экскурсию? (самолет, поезд, автомобиль, автобус, «ковер-самолет» на выбор детей). - Ребята, какие животные живут в зоопарке? - Предлагаю с собой взять нашего «Веселого язычка», он никогда не был в зоопарке, и всем вместе сделать артикуляционную гимнастику. - Мы прибыли в зоопарк. Использование ИКТ с изображением животных. II. Основная часть. 2 слайд – Лягушка – упражнение «Улыбка». Лягушка – квакушка Прыгает по суше, 3 слайд — Волк – упражнение «Заборчик». На прогулку вышел волк, * Мы друзья, а не враги 4 слайд — Слон – упражнение «Дудочка». Рядом слон стоит 5 слайд — Бегемот – упражнение «Бегемот». Открыл рот бегемот. 6 слайд — Щенок – упражнение «Блинчик». Щенок резвился целый день, Он немножко отдохнет, 7 слайд — Змейка – упражнение «Иголка». Что там шелестит в траве? 8 слайд — Попугай – упражнение «Маятник». Попугай на жердочке сидел 9 слайд — Жираф – упражнение «Маляр». Узнать жирафа просто, Достает он с верхней ветки 10 слайд — Лиса – упражнение «Маляр». Лисичка стройна, красива, хитра, 11 слайд — Зайчики – упражнение «Качели». Веселые зайчики – прыгают как мячики, 12 слайд — Лягушка – упражнение «Качели». Лягушка скачет – прыг, прыг, прыг. 13 слайд — Кошка, котенок – упражнение «Горка», «Катушка». Кошка весело играет 14 слайд — Лошадка, зебра – упражнение «Лошадка». Лошадка с зеброй подружки, 15 слайд — Тигр – упражнение «Фокусник». Тигр – самый главный в зоопарке у нас, 16 слайд — Белка – упражнение «Грибок». Белка прыгала по веткам, 17 слайд — Обезьяна – упражнение «Гармошка». Обезьянке – озорнице 18 слайд — Панда – упражнение «Чашка». Панда любит очень чай, 19 слайд — Мишка – упражнение «Вкусное варенье». Мишка сладкоежка, 20 слайд — Индюк – упражнение «Индюк». Распускает хвост павлином, 21 слайд — Ежик – упражнение «Футбол». А у ежа иголки - Физминутка: - Подвижная игра «Звериная зарядка» — показать, как ходит слон, вытягивает свой хобот. Жираф тянет свою тонкую шею. Лягушка прыгает и т.д. IY. Итог. - Похвалить детей за правильное выполнение артикуляционной гимнастики. - Ребята, Вам понравилась наша экскурсия? - Где бы Вы еще хотели побывать? (Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки и дедушки»). - Детям предлагается в группе сделать выставку рисунков «Веселая прогулка». Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка, губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Дети от 3 до 7 лет с большим удовольствием ждут новых стихотворений, сказок, рисунков. Немного творчества и фантазии при подготовке к занятиям, и они всегда проходят интересно, весело, разнообразно. При таком подходе педагога и воспитанники, и их родители, начинают принимать активное участие – придумывают свои стихи, приносят рисунки и игрушки. Благодаря разнообразной организации занятий можно добиться хороших результатов в обучении и отличного настроения!
|