Коррекция слоговой структуры слова посредством изобразительной деятельности
Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова строится на основе следующих принципах:
1). Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.
2). Принцип комплексного подхода, при устранении алалии необходим комплексный подход, так как симптоматика алалии выражается в трудностях усвоения языковых закономерностей и неправильном их использовании, в аграмматизмах, искажениях звукослоговой структуры слова, нарушении звукопроизношения. При моторной алалии наблюдается неврологическая симптоматика, проявляются особенности познавательной деятельности и других психических процессов, отклонения в формировании личности
3). Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).
4). Принцип связи речи с другими сторонами психического развития. Для логопедической работы с ребенком, необходимо установить является ли нарушение речи первопричиной или это следствие другой патологии.
Формирующий эксперимент проводился в течение всего учебного года в ходе логопедической работы с детьми. Коррекция нарушений слоговой структуры слова проводилась в ходе общей коррекционной работы, которая разделилась на 2 периода.
Задачи первого периода:
- развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти на материале неречевых звуков
- развитие понимания устной речи
- развитие у ребёнка чувства ритма (различные задания по восприятию и воспроизведению ритма без акцента и с акцентом.).
- вызывание звукоподражания
- формирование пространственных представлений и зрительно-пространственной ориентировки
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи – 2 раза в неделю, индивидуальные занятия – ежедневно.
В первом периоде формировались преимущественно речевые средства, большее количество занятий выделялось на словарную и грамматическую работу (14 занятий). На формирование первоначальных навыков связной речи было отведено 7 занятий.
Задачи второго периода:
развитие фонематических процессов на материале гласных звуков:
- выделение гласного звука в слове, дифференциация гласных звуков
развитие ритмико-интонационной стороны речи:
- развитие слухового восприятия ритма, различение на слух длинных и коротких слов.
Для коррекции слоговой структуры слова у детей с алалие й на индивидуальных занятия можно использовать изобразительную деятельность
На занятиях по изобразительной деятельности у воспитанников активизируются все анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный). Это обстоятельство мы использовали для коррекционной работы.
Коррекционная работа складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа: подготовительный (цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка); коррекционный (коррекция дефектов слоговой структуры). Подготовительный этап.
Работа на невербальном материале.
- Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
- Работа над ритмом — отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона: хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке); сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный); сравнение ритмов:! -!!; узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами; воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку; задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка:!!!;!!! Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами; воспроизведение долгих звуков (дудка, губная). Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. 3. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь. 4. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.). 5. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=... Работа на вербальном материале. 6. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе. На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в дудку). Если ребенок знаком с понятиями один много, то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз. Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка. Формирование звукопроизношения не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).
Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка-логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.
|