Педагогическая статья "Раннее обучение чтению детей с тяжелой речевой патологией" |
Логопедия | |||
Автор: Устян Елена Борисовна | |||
20.05.2017 22:51 | |||
Педагогическая статья "Раннее обучение чтению детей с тяжелой речевой патологией" Устян Елена Борисовна Должность — учитель — логопед ГБОУ Гимназия №2200 города Москвы Нарушения устной речи и чтения – результат воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося причиной нарушения и составляющего его патологический механизм. Для детей с нарушением звукопроизношения, недоразвитием фонематического восприятия, а особенно с лексико – грамматическими нарушениями речи, как правило, характерны трудности в освоении чтения и даже дислексии. Замена слов при чтении может обусловливаться не только фонетическим сходством, неправильным произношением или неразличением отдельных звуков, но и трудностями установления синтаксических связей в рамках предложения. В этих случаях у детей отсутствует направленность на морфологический анализ слов, да и сам морфологический анализ затруднён. Смысловая догадка либо отсутствует, либо играет отрицательную роль, так как является причиной большого количества специфических ошибок. У таких детей при чтении наблюдаются аграмматизмы, обусловленные нарушениями связей слов, трудностями восприятия тонких грамматических значений.
Ограниченный словарь и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного, так как понимание читаемого обусловливается уровнем языкового развития ребёнка, степенью и характером овладения не только значением слова, но и пониманием связи слов и предложений. Кроме того, тяжёлые нарушения речи, особенно алалия, характеризуются несформированностью речевой деятельности, но и наблюдается недоразвитие ряда моторных и психических функций. Часто выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, другие, наоборот, заторможенные, инертные. У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности. В ряде случаев у детей с ОНР развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряжённое состояние, повышенная раздражительность, обидчивость. В большей или меньшей степени проявляется бедность логических операций, нарушение мышления, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции. В процессе обучения преодолеваются не только речевые, но и неречевые нарушения. Формируются грамматические навыки, развивается связная речь, расширяется словарь, ведётся работа над слоговой структурой слова и т. д. А так же развиваются процессы анализа, синтеза, внимания, восприятия, обобщения, противопоставления, которые в совокупности составляют необходимый фундамент для речевого развития. Общее недоразвитие речи – это сложный диагноз, и работа по его исправлению должна начинаться как можно раньше в стенах детского сада и обязательно продолжаться в школе. Сравнительно рано начинают обучать таких детей грамоте, это расширяет их речевые возможности. Можно отметить большую лёгкость овладения письменной речью и понимания её по сравнению с устной, а также преобладание зрительного восприятия речи при диагнозе ОНР над слуховым. Прочитанный и записанный материал лучше закрепляется, обеспечивается формирование речевой деятельности. Грамота помогает ребёнку осваивать структуру слов и фраз, через чтение и письмо он контролирует и корригирует свою речь. Обучение чтению детей с тяжёлыми речевыми нарушениями требует удлинения сроков и использования специальных приёмов. При овладении письменной речью выявляется вторичная дисграфия и дислексия, что также требует усиленной профилактики и напряжённого труда по исправлению. Начинается обучение чтению в средней группе для детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи» вместе с обучением грамоте во 2 –й половине года.. Основные задачи по чтению в этом возрасте – это запомнить несколько букв, соотносить их со звуками, «читать» гласные нараспев, тянуть их, петь, а согласные произносить так, как соответствующие этим буквам звуки. На протяжении всего дошкольного обучения чтению не следует говорить с ребёнком о названиях букв алфавита. Для этого очень важно проводить обучающую работу с родителями. Дети изучают только те буквы, звуки к которым они легко произносят. Поэтому подбор букв может варьироваться, как и их количество для изучения в среднем возрасте. Обычно от 7 до 9 букв. Работа над этими задачами продолжается и в старшем возрасте, опираясь на фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия по обучению грамоте. Существует много разнообразных приёмов, помогающих детям запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвочек, раскрашивать, а в более старшем возрасте вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках. Ещё можно находить в средней группе нужную букву на листе бумаги, среди других букв, а в старшем возрасте подчёркивать или зачёркивать в тексте. Этот приём развивает не только зрительную память, но и внимание, что крайне важно для наших детей. В подготовительной группе уже возможно задание следующего типа: — Букву К подчеркнуть, а букву Х зачеркнуть, что позволяет закреплять образы смешиваемых на письме букв. После того, как дошкольник хорошо запомнил несколько букв, можно поиграть с ним в следующие игры. Какой буквы не стало? Взрослый раскладывает на столе карточки с 3-4 буквами (или меньше, в зависимости от уровня развития ребёнка). Предлагает ребёнку назвать буквы и запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает 1 букву. Требуется угадать, какой буквы не стало. Вариант 1. Поменять буквы местами. Ребёнок должен воспроизвести первоначальный вариант. Вариант 2. Взрослый добавляет ещё 1 букву. Обучаемый должен назвать её. Угадай, какая буква.
Дорисуй букву. Логопед пишет несколько одинаковых узнаваемых букв, у каждой из которых не хватает какого-то небольшого элемента. Ребёнок дорисовывает. Вариант. Все буквы разные, но без различных элементов. Нужно не просто дорисовать, но предварительно угадать, что это за буква. Д/игра «Какая буква правильная?». Обвести правильно написанные буквы в кружок, неправильно написанные (зеркально) – зачеркнуть. Начиная со средней группы, должна проводиться постоянная работа вместе с воспитателями и родителями по обучению детей ориентации в пространстве, на себе и на листе бумаги. Это позволит избежать зеркальности на письме. Выкладывание контура букв семечками арбуза под контролем взрослого во избежание травм. Демонстрация букв в разном положении. Нахождение букв в геометрических фигурах. Чтобы легче было увидеть букву, можно предварительно выложить букву из палочек. На втором этапе обучения начинается процесс слияния букв в слоги. Как известно, в процессе чтения условно можно выделить две стороны: техническую (соотнесение букв с соответствующими звуками, их прочитывание) и смысловую (соотнесение звуковой формы слова с его значением). В тех случаях, когда у ребёнка не сформирована техническая сторона, его внимание будет акцентироваться на самом процессе чтения слова. Поэтому он не сможет понять его значение. Будет читать механически, по нескольку раз возвращаясь к началу. В таких случаях не стоит ставить перед ребёнком непосильную задачу – одновременно с овладением техникой чтения требовать понимания прочитанного. Лучше делать это постепенно, по мере того, как будут совершенствоваться навыки в плавном послоговом чтении. Такие навыки лучше всего отрабатывать у детей дошкольного возраста в игровой форме, чтобы сохранить интерес к пока не очень понятному содержанию прочитанного. Существует много игр, в которые рекомендуется включать элементы соревнований, что важно и интересно для детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.
|