ПРОЕКТ «САД ДУШИ» |
Логопедия | |||
Автор: Стуенко Татьяна Геннадьевна | |||
20.05.2017 19:35 | |||
ПРОЕКТ «САД ДУШИ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 "Ласточка" г. Ртищево Саратовской области» Цель: Повышение эффективности коррекционной логопедической работы через коррекцию эмоционально-волевой, коммуникативной сфер личности ребенка посредством использования арттерапевтических техник (танцевальную терапию, хромо и музыкотерапию). Автор проекта: Учитель-логопед Стуенко Т.Г 2014-2015 уч. г. Актуальность проекта «САД ДУШИ» У детей – логопатов дошкольного возраста наряду с речевыми нарушениями имеются отклонения в развитии эмоционально-волевой и коммуникативных сфер. В 5-7 лет дети осознают свой недостаток и стесняются его. Одни дети проявляют повышенную агрессию, другие замкнуты и подавлены, на занятиях тревожны, плаксивы, говорят тихо или отмалчиваются, активность не проявляют; в группе детского сада стараются быть незаметными, избегают общения как со сверстниками, так и со взрослыми, так как бояться быть непонятыми. Обычно у таких детей неуверенность в себе, низкая самооценка — они хотят многое сделать, но не верят в собственные силы и потому даже и не пытаются.
Теоретические и практические аспекты в области изучения эмоционально-волевого состояния дошкольников дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом. Все это очень затрудняет работу учителя-логопеда по преодолению речевых недостатков у детей. И потому я считаю, что одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приемов и методов по предупреждению не только речевых нарушений, но и вторичных отклонений. Цель данного проекта:
Задачи:
Тип проекта: социально-личностный Время подготовки и реализации проекта: с 15августа по 15 декабря 2014 года (среднесрочный) Участники: учитель-логопед, дети, зачисленные на логопункт, и имеющие проблемы в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах, воспитатели, родители. Форма реализации проекта: индивидуально-подгрупповые занятия. Новизна проекта: психолого-педагогическая направленность коррекционной деятельности учителя-логопеда и внедрение инновационных технологий арттерапии в коррекционно-логопедический процесс. Планируемый результат: устранение негативных личностных проблем ребенка, повышение уверенности детей в своих силах, повышение навыков коммуникации. Этапы реализации проекта. 1. Подготовительный (сбор информации по проблеме) 15августа- 15сентября
2. Основной этап — коррекционно-развивающий План подгрупповых занятий
Индивидуальные занятия с использованием ИКТ: Цветные вариации с музыкальным сопровождением «Музыка и цвет» (с использованием программы мультимедиа) 3. Этап — заключительный Цель: выявление результативности проектной деятельности ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ Известные психологи (Л. С. Выгодский, В.С. Мухина и другие) считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. В начале учебного года я провела первичную диагностику, с целью выявления детей с эмоциональной напряжённостью. В результате наблюдения, анализа результатов анкетирования родителей, беседы с воспитателями, диагностических методик была выявлена группа детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере: нарушение внимания, тревожность, агрессивность, гиперактивность, страхи. Как известно, разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению социальных контактов. Выстраивая коррекционную работу с такими детьми мною, составлена система коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей 5-6 лет. В основу построения системы занятий положены следующие принципы:
Занятия рассчитаны на детей 5-6 лет; проводятся 1-2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 5-10/20 минут (индивидуальное/подгрупповое) Оптимальное количество детей, участвующих в подгрупповом занятии 6-8 человек. Содержание работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы Большая часть занятий построена в форме коррекционных обучающих упражнений, игр, цель которых обеспечивать психологическую защищенность, доверие к миру, умение получать радость от общения. В связи с этим в организации занятий используются следующие способы реализации программы:
Результативность и эффективность проводимой работы выявляется путём обследования, проводимого 2 раза: до начала проведения занятий по проекту и после окончания курса. Процесс произвольной саморегуляции всегда начинается с концентрации внимания. Особенности психофизических состояний имеют мало словесных обозначений и не всегда осознаются даже взрослыми людьми, для дошкольников это тем более сложная тема. В процессе реализации проектной деятельности проходит пять этапов знакомства детей с элементарными приёмами саморегуляции психофизических состояний:
Развернутый план 1 этап — Подготовительный Цель: сбор и обработка информации по проблеме, подготовка проекта. Задачи:
Работа с детьми: Наблюдение за детьми на занятиях воспитателя и логопеда во время диагностического обследования и на занятиях с логопедом с целью выявления эмоционально-волевых и коммуникативных проблем у ребенка. Диагностическая методика «Нарисуй себя» Цель: выявление особенностей личности ребенка (самооценка, уровень притязаний, энергетический тонус, активность психической деятельности; основные качества личности-тревожность, агрессивность, демонстративность, потребность в эмоциональном контакте с родителями). Работа с родителями: 1. Групповое (родительское собрание – сентябрь) и индивидуальное консультирование. Памятка для родителей. «Фразы родителей, помогающие ребенку вырасти счастливым». 2. Консультация в уголок логопеда на тему: «Эмоционально-волевое развитие дошкольников» 2. Диагностическое анкетирование «Эмоциональное развитие ребенка» Цель: выявление особенностей эмоционального развития ребенка, изучение психологического климата в семье, особенностей воспитания, склонностей ребенка и сферы его интересов. 3. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей. Работа с воспитателями: 1. Беседа с воспитателем по проблемам детей. Вопросы:
Цель: дать понятие о способах, общения с ребенком ознакомление с эмоциональными проблемами дошкольников, проявления, причины, способы коррекции. 4. Консультация: «Как правильно хвалить детей!» 2 этап – Основной Цель: — коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у детей, Задачи:
1. Давайте познакомимся. (К1) -Упражнение-самопрезентация. (дети рассказывают о себе, отвечая на вопросы педагога) Скажет тот, кто любит мыть посуду. — Я люблю мыть посуду. И т.д. -Рисование мандал-гармонизация внутреннего состояния (под спокойную музыку) 2. Знакомимся с эмоциями и чувствами (с использованием схем эмоций) (К1) -Назови эмоцию, покажи эмоцию. -Я радуюсь когда…-Я злюсь, когда… (учить детей понимать и проговаривать свои чувства) - «Чувствую и танцую музыку». 3. Настроение-какое оно? (К2) -Беседа о настроении (словарь настроения, цвет, образ). Какое у тебя настроение, на что похоже. (Диагностика в ДОУ. Стр175) «Дотронься до…синего.» Необходимо мгновенно сориентироваться-обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Потом цвет меняется. -Упражнение «Связующая нить» под тихую спокойную музыку.. 4. Вместе веселее. -Упражнение «Обезьянки» (К3) -Закончи предложение. Я люблю…Меня любят.. Я забочусь… (помочь осознать детям где они могут получить тепло и поддержку) -Театр прикосновений (расслабление) 5. Учимся быть смелыми. (К4) -Рассматривание серии сюжетных картин, составление рассказа. -Беседа по картинкам. -Упражнение. «Хлопни, если тоже боишься». Педагог говорит: Я боюсь, что меня покусает собака. (Если дети тоже бояться. То хлопают в ладоши.) 6. Мы стали смелее (К5) -Активные формы работы со стихотворением «Курица и цыплята» -Пересказ и инсценирование стихотворения. -Упражнение «Гномики и сильный ветер». -Упражнение «Я шлю всем любовь» (работа с образами и энергией) 7. Мы стали смелее (К5) -Подумаем вместе. Педагог описывает ситуацию, а дети предлагают, что делать дальше. -Рисование «Веселое чудовище» -Танец веселых чудовищ. -Упражнение «Шалтай-Болтай» на расслабление. 8. Рисую музыку (учить слушать музыку и отображать свои эмоции в рисунке). 9. Я люблю моего соседа. -Волшебное слово (К7) -Упражнение «Я люблю моего соседа». (К6) -Я люблю Дашу, потому что она добрая. -Упражнение «Доброе животное» (К7) 10. Музыка и цвет -Гласное пение -Рисование мандал 11. Право на ошибку. -Беседа по картинке и тексту. Кто какие ошибки совершал. Чему меня научили ошибки. -Посыл любви всему миру. 12. Земля-наш общий дом. (К12) -Загадка Педагог говорит слово, а дети его расшифровывают. (терпеливый человек, смелый и т.д) -Упражнение «Горошинка». -Упражнение «Деревья» 13. Музыка и цвет. -Рисование мандал под музыку. Индивидуальные занятия с использованием ИКТ- 5-10мин: (проводятся по мере необходимости) -Музыка и цвет (с использованием программы мульти медиа) Цель: концентрация внимания, развитие волевых навыков, стабилизация эмоционального состояния -Рисую музыку Цель: снятие эмоционального напряжение. Развитие слухового внимания, усидчивости, графического восприятия. Ребенок под музыку проводит линии (вариант-спирали, зигзаги) на бумаге в соответствии с восприятием мелодии. Потом можно найти в этих линиях образы и обвести их карандашом, раскрасить. 3 ЭТАП — Заключительный. Работа с детьми: диагностическая методика «Нарисуй себя». Результаты наблюдения и опроса воспитателей. Обработка результатов по реализации проекта. Вывод: По результатам наблюдения за детьми, беседы с воспитателями и анализа рисуночной методики «Нарисуй себя», я пришла к выводу, что реализация данного проекта позволила снять напряжение и страх у детей; повысить уверенность в своих возможностях;
- повысилась компетентность воспитателей и родителей в вопросах развития эмоционально-волевой и коммуникативных сфер у детей. Список используемой литературы
Список используемой литературы
|