Проект «Развитие творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи» |
Логопедия | |||
Автор: Хрищатая Галина Петровна | |||
09.02.2016 16:46 | |||
Проект «Развитие творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи» Паспорт проекта:
Цель: Развивать устную речь и предпосылки одарённости в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речевого развития Задачи:
Предполагаемый результат: Умения детей пересказывать и сочинять сказки и короткие стихи Перспектива реализации результатов: Составление рукописных книг детей с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности Актуальность: Целью логопедических занятий с детьми с речевой патологией является не только развитие полноценной речедеятельности, а именно формирование правильного звукопроизношения; развитие просодической стороны речи, обогащение словаря, овладение навыками словоизменения и словообразования, развитие связной грамматически правильной речи, но и развитие творческих способностей. Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи и задачи. Это способность напрямую зависит от кругозора человека. Творческие способности детей с речевыми расстройствами имеют свои особенности:
Их представления о предметах оказываются иногда неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребёнка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов. Детям с речевыми нарушениями оказываются недоступны творческие задания: воспроизведение рассказа педагога; составление рассказа о событиях из личного опыта; понимание метафор, пословиц. Поэтому у детей с проблемами в речи надо развивать параллельно устную речь и творчество, выявлять предпосылки одарённости в той или иной области. Творческая реализация проекта:
Содержание проекта: Начиналась реализация проекта с диагностики творческих способностей детей. Для этого использовалась методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет, авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев, (гистограммы 1 и 2). Гистограмма 1. Гистограмма 2. Из гистограмм 1 и 2 видно, что большее количество баллов получили менее 50% детей. Это подтверждает то, что у детей с нарушением речи творческие способности имеют свои особенности и слабо развиты. К диагностике были привлечены родители, которым предлагалось провести тест со своими детьми, на выявления: имеет ли ребёнок творческие задатки в литературно-речевой деятельности? (Гистограмма 3.) Тест «Творческий потенциал Вашего ребенка» Вы уже не раз задавались вопросом, имеет ли Ваш малыш творческие задатки? Пройдите наш интересный тест и узнайте, каков творческий потенциал Вашего ребенка. Помните, когда вы с малышом прочитали первую книгу?
Какие книги стоят на полке в его детской?
Любит ли Ваш ребенок сам сочинять рассказы, сказки?
Воображает ли он себя персонажем сказок?
Рисует ли Ваш ребёнок после прочтения книг?
Плакал ли он над грустным фильмом или книгой?
Когда Ваш ребенок смотрит детские познавательные передачи по телевизору или играет в компьютерные игры то он:
Перечитывает ли Ваш малыш свои любимые книги?
Когда малыш Вам что-то рассказывает, он:
Гистограмма 3. После проведения теста, можно сказать, что дети с проблемами в речи мало эмоциональны, не поддерживают интерес к книгам, не умеют выдумывать истории, слабо пересказывают тексты. (Положительных ответов под номером 1- менее 50%) В дальнейшей работе был составлен план развития творческих способностей у детей, письменные и устные консультации, практикумы для родителей. Перспективный план работы:
4. Составление рифмы по лексическим темам 5. Составление рассказов описания по лексическим темам (по плану) 6. Составление сказок и заучивание стихотворений с помощью:
7. Заучивание стихотворений в сочетании речи и движения (по темам) 8. Разгадывание кроссвордов и загадок по сказкам и лексическим темам (по плану) 9. Компьютерные игры на составление рассказов и сказок:
10. Составление сказок по любимым мультфимам:
11. Составления сказок о героях – помощниках:
12. Игры и упражнения: «Салат из сказок», «Попробуй угадать конец фразы», «Добавь слова», «Слова перепутались», «Оживим картинку», «Видеоскоп», «Мысленное путешествие по картинке» и др. В результате проведённой работы дети стали более эмоциональны, у них лучше сформировалась связная речь, могли сочинять сказки и короткие стихи, которые записывались в сборниках, оформлялись в виде рукописной книги. учитель-логопед высшей категории Хрищатая Галина Петровна МДОУ №12 «Сказка», г. Оленегорск, Мурманской обл. Литература:
|