Алалия и иные дефекты, сопровождающиеся отсутствием речи. |
Логопедия | |||
Автор: Буева Вероника Анатольевна | |||
22.01.2016 01:36 | |||
Алалия и иные дефекты, сопровождающиеся отсутствием речи. План.
Мы будем говорить о недоразвитии речи, выраженном в самой тяжелой форме – пол-ного (или почти полного) отсутствия речи. Цель семинара – дать методику формирования у неговорящих детей первоначальных речевых возможностей: элементарного словаря и простейшей фразы (с некоторыми элементами грамматического оформления), то есть «запустить» речь у неговорящего ребенка. По-поводу того, как заниматься с детьми уже говорящими (с общим недоразвитием речи) существует достаточное количество литературы. Отсутствие речи может сопровождать различные нарушения: ринолалию, анартрию, афазию, тяжелую умственную недостаточность, невротический мутизм. При ринолалии речь не развивается в результате серьезных анатомических дефектов полости рта. При анартрии речь не возникает из-за существенной недостаточности ин-нервации речевых мышц. При афазии происходит не недоразвитие речи, а ее потеря в результате мозговых повреждений. Мутизм – это тоже утрата речи, но в результате ост-рой психической травмы. Эти патологии мы рассматривать не будем, так как их коррекция осуществляется свои-ми собственными комплексами мер. При тяжелой умственной недостаточности речь, в принципе, невозможна. При алалии, задержке речевого развития и аутизме возможны схожие методы фор-мирования речи. Ее отсутствие здесь не вытекает из органических повреждений слуховых и двигательных функций, а также умственной отсталости (по последнему пункту аутизм иногда может быть исключением). При алалии и ЗРР недоразвитие речи проявляется схожим образом и носит первич-ный характер – то есть не является следствием иного нарушения. Термины: алалия и общее недоразвитие речи принято употреблять как синонимы. По сути дела, это не совсем так. Как вытекает из смысла самого слова: алалия – это пол-ное или почти полное отсутствие речи. Под общим же недоразвитием само собой подра-зумевается, что какая-то речь у ребенка все же есть. Алалия и общее недоразвитие речи стартуют по-разному. Речь у ребенка с самого на-чала может складываться в форме общего недоразвития со всеми его характеристиками: бедный словарь, неполноценная фраза, аграмматизмы, нарушения структуры слова и мно-гочисленные недостатки звукопроизношения. Но при этом речь все же развивается, хотя и искаженно, и медленно. Общее недоразвитие речи может быть продолжением алалии (тогда алалия является как бы его начальной ступенью). Но совсем необязательно, что на выходе из алалии ре-бенок попадет в категорию детей с общим недоразвитием. У него может сформироваться и вполне приличная речь с незначительными особенностями. Как вы знаете, алалии бывают трех видов: сенсорная, моторная и сенсомоторная. При сенсорной алалии страдает импрессивная речь – то есть способность к воспри-ятию и пониманию речи. На этом фоне не формируется и собственная речь. При моторной нарушается экспрессивная речь – то есть способность говорить при сохранении понимания речи. Сенсомоторная возникает в результате комбинации обоих дефектов. Речевое развитие детей, страдающих алалией, протекает по-разному.
Кроме алалии отсутствие речи может быть обусловлено задержкой речевого разви-тия. Сходство и различие этих состояний.
Бывают случаи (практически только у одних мальчиков, чаще всего наследственно обусловленные), когда ребенок примерно в три года начинает говорить вполне полно-ценной, развернутой фразовой речью, выговаривая все или почти все звуки. Как вы знаете, сейчас задержка речевого развития наблюдается у многих детей, и, как правило, отличить ее от алалии очень трудно (здесь есть только один критерий – время, за которое задержка сама преодолевается, а алалия – нет). Поэтому, не вдаваясь в подроб-ности, с ребенком нужно начинать заниматься как с алаликом. Чем раньше начата кор-рекция, тем лучше, тем более что говорить о наличии у ребенка алалии можно с трех лет (до этого его проблема оценивается, как задержка). Однако здесь есть одно препятствие. С трехлетним ребенком (или еще более младшим) часто практически невозможно заниматься. У него можно только в игровой форме слег-ка «подталкивать» развитие речи. Это даст определенный результат при задержке ре-чевого развития, но для коррекции алалии этот результат будет явно недостаточным. Вплотную к серьезной коррекции алалии чаще всего возможно приступить только в че-тыре года (конечно, могут быть счастливые исключения). Обследовать речь ребенка с выраженным аутизмом вряд ли удастся, так как он не вступает в контакт. Речь ребенка с более мягкими проявлениями аутизма нужно обследовать так же, как у прочих неговорящих детей (с алалией и ЗРР). Нужно определить, на какой почве сформировалось недоразвитие речи: на почве сенсорных или моторных нарушений или и тех, и других вместе. Для начала опросите родителей. Как развивался ребенок, роды, лепет и т. п. На основании полученной информации не нужно делать фатальных выводов. Иногда вполне благополучный ребенок может иметь крайне тяжелые нарушения и наоборот. Основное, что нужно выяснить, как развивалась речь. Возможно, ребенок частично или полностью утратил имевшуюся прежде фразовую речь без видимых причин – это может говорить о детской шизофрении. Если речь полностью утратилась после стресса, у ребенка может быть невротический мутизм. Если речь исчезла или регрессировала после мозговой травмы, может быть афазия. В этих случаях направьте ребенка к неврологу. К информации, полученной от родителей, относитесь крайне осторожно – она может быть недостоверна полностью или в отдельных частях.
|