План-конспект познавательно-речевого занятия в средней группе «Песенка осеннего ветра» |
Логопедия | |||
Автор: Людмила Перова | |||
12.01.2016 05:27 | |||
План-конспект познавательно-речевого занятия в средней группе «Песенка осеннего ветра» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Светлячок» Подготовила: Л.В. Перова, воспитатель 1 квалификационной категории. Дивеево 2016 Цели: закрепление произношения звука «ш» в словах и фразах;
Средства: мягкие игрушки (собачка, кошка), картинки (по две на каждого ребёнка), жёлтые и красные кленовые листочки, кленовые и берёзовые листья, фантики от конфет, еловые и сосновые шишки, воздушный шар. Дети стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение: У травы — зелёные слова Слушание ветра. Дети слушают запись ветра. Воспитатель. Что это было? Дети: Это ветер. Воспитатель. А сейчас послушайте загадку Воет, свистит, пыль поднимает. Воспитатель. Ветер, ветер, ты могуч, Сегодня мы поиграем с песенкой ветра, звуком «ш». Я предлагаю мальчикам сесть на стулья с кленовыми листочками, девочкам — на стулья с берёзовыми листочками. Для того, чтобы чётко и чисто произносить звук «ш» — песенку ветра, нам необходимо разогреть свой язычок, сделать гимнастику для язычка. Упражнения для язычка.
Игра «Ветер- ветерок». Дети встают со стульчиков. На слово «ветер» — надо сильно раскачивать руками и громко произносить ш-ш-ш-ш (так качаются деревья от сильного ветра). На слово «ветерок» — надо присесть, покачать руками и тихо произнести- ш-ш-ш-ш (так шелестит трава от лёгкого ветерка). Дети садятся на стульчики. Воспитатель. Отгадайте ещё одну загадку. Твой хвостик я в руке держал, Ты полетел, я побежал. (Воздушный шарик). Задание детям: после прочтения стихотворения найти в нём слова, в которых есть песенка ветра «звук ш» и определить место звука в слове. Шар воздушный, шаловливый, непослушный. Вместе с ветром убежал, а куда и не сказал! Воспитатель: Хочу загадать вам последнюю загадку: Птицы стаями летят, Грустно: дождь и листопад. Ветер тучи в небе носит, Потому что это... (Осень.) Листопад- одна из главных примет осени. Что же делают листья, когда они упадут с деревьев и укроют землю? Дети: шелестят, шумят, шуршат, шебуршат, шепчутся... Давайте выполним пальчиковую гимнастику «Листики» Раз, два, три, четыре, пять- дети поочерёдно загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого. Будем листья собирать- сжимают и разжимают кулачки. Листья берёзы, листья рябины, поочерёдно вновь загибают пальцы на обеих руках Листики тополя, листья осины- начиная с большого. Маме осенний букет отнесём- указательный и средний палец переставляют по Очереди (как будто шагают). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Воспитатель. Шуршать и шелестеть могут не только листочки, но и... обыкновенные фантки. Предлагаю взять фантики (на выбор) из корзинки и поиграть с ними. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «ФАНТИК» Дети садятся на места. Воспитатель. На свете существует очень много слов. Слова бывают разные... Какие вы знаете слова? Дети: добрые, ласковые, нежные, волшебные, плохие, но мы их стараемся не говорить. Воспитатель: Да, действительно, слова бывают разные и звучат они по- разному. Сегодня мы говорили о словах с «песенкой ветра» со звуком «ш». А какие другие «песенки» вы знаете? Дети: «Песенка водички- «с-с- с-с», «песенка комара- «з-з-з-з», песенка паровозика- «ч-ч-ч-ч», «песенка жука- «ж-ж-ж-ж», «песенка мотора- «р-р-р-р». Воспитатель: А где мы берём слова? Об этом нам расскажет Герман. Герман читает стихотворение: Я найду слова везде И на небе, и в воде, На полу, на потолке, Не беда, играем в слово! Не беда, играем в слово! На носу и на руке. Вы не слышали такого? Воспитатель: А ещё слова бывают длинные и короткие. ИГРА «ДЛИННЫЕ И КОРОТКИЕ СЛОВА». Дети берут два листика кленовых: красный и жёлтый. Если я называю длинное слово- они поднимают жёлтый листок, если короткое- красный. Слова: мышь, шум, Чебурашка, шар, карандаш, уши, шампиньоны, душ, шиповник, шахматы. ИГРА «ПРИДУМАЙ СЛОВО». Дети сами придумывают любые слова с «песенкой ветра», звук «ш» может находиться в любой части слова. ИГРА «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ». На столах разложены картинки. На других двух столах игрушки: кошка и собачка. Правило игры: вам нужно встать парами и каждому взять по две картинки. На картинках нарисованы разные предметы, игрушки, животные. Картинки, в названиях которых слышится «песенка ветра», отнести кошечке, а картинки, в которых нет звука «ш» — собачке. Надо помогать друг другу, если кто-то затрудняется; вместе обговорите и решите, куда положить картинку. Дети идут парами выполнять задания. Кто-то самостоятельно решает, куда положить картинку, кто-то советуется с другом, с напарником. Когда все картинки разложены, собрать их и проверить, правильно ли дети выполнили задание. Воспитатель предлагает рассказать чистоговорки и стихи со звуком «ш», которые дети подготовили дома. Ангелина: Пушистая кошка на солнышке сушит Шёрстку на спинке, хвостик и уши. Артём: Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб. Рома: Шесть мышат в камышах шуршат. Никита: Шура шубу надевала, шарф и шапку потеряла. Саша: Петушок нашёл мешок. А в мешке лежал горшок. А в горшке- горошек, И немного крошек. Лера: В летнем душе две лягушки, Лягушатам моют ушки. Лиза: Петушки распетушились, Можно пёрышек лишиться, Но подраться не решились, Если пёрышек лишиться, Если очень петушиться, Нечем будет петушиться. Пелагея: Ша- ша- ша Мама моет малыша, Кира: Ши- ши- ши На болоте камыши Шу- шу- шу Я письмо пишу. Кира: Толстушка- позушка Дом- завитушка. Ползи по дорожке Ползи по ладошке Ползи, не спеши Рога покажи. Воспитатель: Молодцы, ребята. С какой «песенкой» мы сегодня играли? Ветерок с вами прощается и на память дарит сосновые шишки.
|