Конспект совместной деятельности учителя-логопеда Фильчуковой М.В. с детьми старшего дошкольного возраста. Фронтальное логопедическое занятие по теме: «Автоматизация и дифференциация звуков З — Зь» |
Логопедия | |||
Автор: Фильчукова Марина Владимировна | |||
02.10.2016 21:19 | |||
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда Фильчуковой М.В. с детьми старшего дошкольного возраста. Фронтальное логопедическое занятие по теме: «Автоматизация и дифференциация звуков З — Зь» Цели и задачи:
Оборудование: слайды — картинка звездолета, «звездных человечеков», замка, животных (зебра, зубр, стрекоза, кузнечик, зайка, медузы), птиц (зяблик, поползень, зимородок), растений (земляника, подберезовик), продукты (изюм, зефир, земляника), предметы (замок, гвозди, корзина, занавеска), карточка буквы, карточка физминутки, звуковые фишки, зефир «настроения» для рефлексии.
Ход занятия. 1. Организационный момент. На какой планете мы живем? (На земле) 2. Сообщение темы занятия. Дети звезд посылают нам звездные сигналы: з-з-з, зь-зь-зь. 3. Характеристика звуков детьми. При произнесении звука З губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос работает. Язычок широкий – ниже, Звонко Зь в словах звучит! 4 Дети звезд приглашают нас в гости. - На чем мы отправимся в звездное путешествие? (На звездолете,) — — — Почему его так называют?. (Ответы детей) Определите место звука «З» в слове звездолет? «Где звук?» (Звук «З» в слове звездолет стоит в начале и середине слова). Логопед выставляет картинку звездолета. (слайд). 5 Логопед читает стихотворение: (дети повторяют) Звездолет мы смастерили. 3 Произношение звуков «З», «Зь» в слогах... Мы выходим на связь с обитателями Звезды. Вы будете произносить слоги с разной интонацией, при этом должны запомни слоги по порядку и не переставлять их. Иначе связь со звездой прервется. ЗА-зо-зу- произнесите вопросительно… 4 «Найди картинку» Звездные дети просят нас с собой взять предметы, в названии которых есть звуки «З, Зь». Сначала Вам нужно найти картинки с твёрдым звуком З, а потом с мягким звуком Зь… - Ребята, что возьмем сначала? ……… (Дети отбирают предметы со звуками). 5 «Догадайтесь, какой предмет возьму я…», - В его названии два звука «А», первый звук «В». Третий «З». Это … (ваза). - А я еще хочу взять с собой «зди – гво». Что это? (Гвозди). Логопед выставляет изображение замка. - А можем ли мы взять с собой замок? Дети объясняют, что нет. Потому что зАмок — это здание, оно не войдет в звездолет. Чем похожи эти слова? Дети объясняют. 9 Ребята, а оказывается собирать вещи для звёздного путешествия не так то просто. Вы хотите мне помочь??? Тогда каждому из вас я сейчас дам фишки синего и зелёного цвета… и вы мне будете помогать определять с каким звуком предметы мы берём... с твёрдым – или с мягким… Упражнение «Твёрдый – мягкий». - Ребята, а мы можем взять с собой и животных? (Да) (Выставляет на слайде картинки животных, а дети выбирают только тех в названии которых есть звуки «З, Зь») - Кого можно взять? (Зайку, козу, бизона, зубра, зебра, обезьяна, змея). - Определите какой звук «З, Зь» находятся в слове и его позицию в слове? - Дети, а можно взять насекомых, морских животных и птиц? (да) (Кузнечик, стрекоза, медуза, зяблик, поползень, зимородок). - Ребята давайте для угощения детей Звезды возьмем… (зефир, изюм, землянику). - Наверное, на Звезде не растут грибы, поэтому возьмем и гриб, но только тот, в названии которого есть звук «з» (Подберезовик). - Мы всё с вами взяли??? (ДА) Тогда отложите свои фишки, вы хорошо справились со своим заданием и помогли мне собрать нужные вещи. 11 «Вопрос – ответ» - Как все эти предметы можно назвать? (груз). - Что мы с нашим грузом сделаем? (погрузим, загрузим). - Отсек, где будет лежать груз, называют… (грузовым). 10. Согласование существительных с глаголами. «В грузовом отсеке есть…» Задвижку — задвинем. 10 Звучит музыка. Закройте глаза, … Мы отправляемся в полет. Смотрите, вот и Звезда. Дети произнося слова стихотворения: К далекой Звезде добрались! Звездолет наш опустись. Нас встречают дети Звезд! - Логопед выставляет картинки Звездных детей. - Наш путь был не близким, давайте отдохнём…
Мы летели высоко. Добрались мы до Звезды. (сопровождается движениями рук). 13 Ребята угадайте «Какое слово спряталось?» Он среди предметов которые мы взяли с Земли… Найдите его.
- первый звук «з», второй звук «о». Что это? (Зонт). - Измените, слово так, чтобы в нем стало два слога (Зонтик). 14 Ребята, звёздные дети приготовили для нас подарок, они подарили нам новую букву, как вы думаете, что это за буква? - конечно это буква З. Посмотрите вот она. - А теперь давайте мы пропишем эту букву в своих тетрадях. Печатание буквы З. 15. Итог занятия. Наше путешествие подходит к концу. Ребята мы с вами привезли с собой что-то вкусное (Зефир). Угостим наших звездных детей. - Если вам сегодня всё понравилось, тогда возьмите и угостите зефиром розового цвета. - Если у вас что — то не получилось, и у вас не совсем радостное настроение то тогда жёлтого цвета. Ну а теперь давайте прощаться, садитесь в наш звездолет – закрывайте глазки и мы отправляемся домой.
|