Презентация опыта «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР» |
Логопедия | |||
Автор: Колегова Наталья Андреевна | |||
22.10.2015 13:08 | |||
Презентация опыта «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР» учитель – логопед МБДОУ № 121 Колегова Наталья Андреевна Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того насколько он подготовлен. Хорошо развитая речь детей является хорошим показателем готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он проникает во все другие предметы, обобщает и объединяет их результаты. В настоящее время число детей имеющих речевые нарушения увеличилось, не сформированность психических процессов, с отклонениями в здоровье подводит нас к построению коррекционной работы в комплексе коррекции речевого и психического здоровья. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Красивая, грамотная и правильная речь – один из показателей готовности к обучению, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, а дети, у которых есть речевые нарушения — ОНР, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте. Основным направлением в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, определению порядка следования звуков в слове.
Принцип открытости коррекционной работы помогает и мотивирует родителей быть активными участниками в формировании речевых навыков у детей. В начале учебного года я знакомлю родителей — как участников коррекционного процесса с результатами обследования детей, определяю и составляю индивидуальную программу развития ребенка, знакомлю с целями, задачами, методами реализации и ожидаемым результатом в конце учебного года. В этом году я провела мастер – класс с родителями на тему «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР». Мастер класс направлен на коррекцию звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха и звукового анализа слов; обогащение словаря; формирование логического мышления; формирование навыков грамматического оформления предложений и связной речи. Первый этап Знакомим детей с понятием «слово», «звук», учим выделять отдельные звуки, подбирать слова на заданный звук, называть позицию звука в слове. Обучение такого рода включает детей в интересную деятельность. В начале нашей работы мы узнаем гласные звуки, потом согласные. Дети узнают, что согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, учатся их дифференцировать, овладевая действием звукового анализа. Знакомство с буквой, означающей изучаемый звук, начинаем обычно с того на что похожа та или иная буква. Если в устной речи ребенок опускает или переставляет звуки или слоги, искажает окончания, предлагаю: Написать слово линиями – графическая схема слогового состава слова. Назвать первый слог, второй. Произнести слово полностью, навык чтения и письма слогобуквенного анализа постепенно совершенствуется и становится опорой для произношения слов, написание этих слов может расходиться с произношением. В таких случаях мы произносим слово по слогам, потом выкладываем схему кружочками из системного администратора (цветные кружки соответствующие буквам – гласные красный цвет, синий и зеленый согласные твердые и мягкие). Обязательно предусматриваем задания на развитие функции языкового анализа и синтеза. Благодаря специфике детского возраста, материал хорошо усваивается в рамках сложения сказки, путешествия, игры. В формировании предпосылок обучения грамоте нами используются разнообразные приемы работы над предложением, руководствуясь основному правилу – от простого к сложному. На начальной этапе это ответы на вопросы с опорой на картинки, затем усложняем, просим составить предложение по набору слов или по опорным словам. Второй этап Печатание букв в тетрадях, затем слогов. Тут задействованы сразу несколько анализаторов – ЗРИТЕЛЬНЫЙ, СЛУХОВОЙ, РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ. При этом мы развиваем кисть руки, тем самым формируем двигательный навык при печатании букв. Третий этап На этом этапе мы воссоздаем звуковые формы слога и слова на основе их графического изображения. Здесь мы закрепляем отработанный ранее звук. Здесь дети постепенно знакомятся с согласными буквами, овладевают слоговым, потом плавным чтением. Чтение имеет большое значение для автоматизации поставленных звуков. Читая, ребенок «видит» звук, который нужно произнести правильно, автоматизация проходит гораздо быстрее и продуктивнее. Совместное моделирование с родителями. - Как Вы думаете, нужно ли обучение грамоте в детском саду? Насколько это важно? Родители делятся мнениями, идет совместное обсуждение. Уважаемые родители! Я хочу сегодня предложить Вам поиграть со мной и оказаться на месте своих детей. Во время нашей совместной работы я Вам продемонстрирую несколько приемов, игр используемых в коррекционной работе в формировании предпосылок обучения грамоте. ИГРА «Половинки» Для игры берем мяч, игрок говорит слог и бросает мяч другому игроку, он должен закончить слово. н/р ру -.. ка, но…, го …, мы …, ли.., му.., ры.., ша … ИГРА «Рассыпанное слово» Ваша задача расставить мячики от большого к маленькому. На каждом мячике есть звук, расставив правильно, получится слово. Слово «РЕПКА». Как вы думаете, сколько слогов, частей в слове «РЕПКА». Правильно два. А как узнали? Можно отхлопать слово. А еще – сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Сколько? Назовите их. Другие звуки, буквы в нашем слове согласные. Согласные бывают твердыми и мягкими т.е. большими или маленькими. (Демонстрация картинок на звуки). Вам нужно выложить слово РЕПКА кружочками обозначающими звук. (работа с системным администратором). - Как Вы различаете, что это звуки гласные, это согласные? ИГРА «Мир звуков» Нужно встать в круг, ведущий называет звуки, при этом гласные машут руками, согласные приседают. ИГРА «Расставьте гномов по порядку» «Собери пирамидку» Тем самым у нас сложилось еще слово – СКАЗКА, КНИГА. Теперь пора вспомнить наши знаки (слово – действие, предлог В) А теперь из этих слов мы составим предложение. Что такое предложение? (Предложение – это слова связанные между собой по смыслу). Вначале проговорим, и выложим из палочек, чтоб посчитать, сколько слов в нашем предложении. В книге живет сказка «Репка» — 5 слов. Можно спросить ребенка какое слово последнее или третье. Для того чтоб понять насколько ребенок усвоил понятие слово, предложение. Рефлексия. Большое спасибо, мне понравилось, как вы работали. Скажите, что Вам понравилось, запомнилось? Чем мы сегодня занимались? А теперь ВЫ снова взрослые, хотелось бы услышать Ваше мнение, с чем согласны, с чем не согласны? Мне было приятно видеть живой интерес в ваших глазах. Спасибо. Использованная литература: Глинка Г.А. «Буду говорить, читать, писать правильно». Издательство «Питер» 2010г Безрукова О.А. «Слова родного языка» Москва 2005г. Безрукова О.А. «Грамматика русской речи» Москва 2007г.
|