Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры» |
Логопедия | |||
Автор: Агапова Анжелика Васильевна | |||
20.10.2015 21:11 | |||
Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры» 1– й слайд Разрешите представиться Агапова Анжелика Васильевна МБДОУ д/с «Аист» 2 – й слайд Общие сведения ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ: Образование: Высшее Учебное заведение:
Санкт – Петербургский «Институт специальной педагогики и психологии», учитель – логопед с дополнительной специальностью олигофренопедагог. Год окончания института: май 2007г Профессиональная биография: Общий педагогический стаж – 22 года Стаж работы по специальности – 5 лет Стаж работы в данном учреждении – 18 лет Должность: Учитель – логопед Категория: первая квалификационная категория, приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 01. 10. 2012г №1127 3 – й слайд Педагогическое кредо Творить, пробовать, искать и развиваться! 4 – й слайд Высказывание «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками. И он усвоит их на лету» К.Д. Ушинский. 5 – й слайд Методическая тема: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры» 6 – й слайд Главной целью самообразования является: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями. 7 – й слайд Исходя из основной цели, можно выделить следующие задачи:
I год работы над темой самообразования:
Проведя анализ методической литературы можно отметить, что не сформированность словарного запаса обусловливает ошибки в словоизменении и словообразовании, нарушения синтаксической структуры, связи слов в простых и сложных предложениях. Разработкой этой проблемы занимались такие занимались ведущие специалисты как: Лалаева Р.И., Серебрякова Н.Ю. (2003г.), Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. (2000г.), Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. (2004г.) и многие другие. Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в исследовании ученых выступают дидактические игры. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность обогащать, закреплять, активизировать свой словарь. 9 – й слайд В процессе работы с детьми выяснила, что у детей очень бедный словарный запас. Поэтому решила, что целесообразнее будет использование в работе с детьми по формированию и активизации словаря дидактические игры и упражнения. 10 – й слайд В своей работе широко использую дидактические игры и упражнения, направленные на формирование и активизацию словаря детей. 11 – й слайд I I год работы над темой самообразования:
Проводила исследование пассивного словаря с использованием предметных и сюжетных картин. Определялся уровень понимания существительных, глаголов и прилагательных Ребенку давалась инструкция показать названный логопедом предмет, действие или качество предмета. Исследование активного словаря проводилось с использованием дидактических игр и упражнений. Отмечается запас слов в активном словаре ребенка (существительные, глаголы, прилагательные, антонимы, синонимы). 12 – й слайд Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности лексической стороны речи проводился по методике «обследования словаря детей дошкольного возраста с ОНР» Филичева Т. Б., Чавелева Н. А., Чиркина Г. В. с учетом задач программы «Воспитание и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б Баряевой, Е.А. Логиновой. Результаты, диагностического обследования сформированности словаря занесены в таблицы. (Приложение № 7) Динамика изменения уровня сформированности словаря у детей дошкольного возраста с ОНР представлены в диаграмме (Приложение №7а) 13 – й слайд I I I год работы над темой самообразования: План работы Планирование работы: Консультации для родителей и воспитателей Взаимодействие с детьми
Взаимодействие с родителями:
«Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче» (2)
Взаимодействие с воспитателями
«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» (4) 15 – й слайд В коррекционной работе использую здоровье сберегающие технологии способствующие формированию и активизации словаря дошкольников с ОНР. Дидактические игры и упражнения Координация речи с движением Упражнение на дыхание Пальчиковые игры Артикуляционная гимнастика Пескотерапия 16 – й слайд Использование дидактических игр показал, что уровень формирования и активизации словаря у детей дошкольного возраста с ОНР повысился. Наблюдается положительная динамика 17 – й слайд Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей. Основную работу по формированию речевых навыков проводят учителя-логопеды, 18 – й слайд а воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков. 19 – й слайд Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, 20 – й слайд обучение грамматически правильной речи, обогащение и активизация словаря). 21 – й слайд В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:
21 – й слайд Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности
Взаимопосещения занятий
22 – й слайд
23 – й слайд
24 – й слайд Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников. 25 – й слайд «Ребёнок употребляет слово, не замечая его, как стекло, через которое видит мир, но не воспринимает его как предмет осознанно…» А.Р. Лурия. 26 – й слайд Планы на будущее - в дальнейшем в коррекционной работе продолжить использование дидактических игр и упражнений, направленных на формирование словаря детей. - продолжать сотрудничество с родителями и воспитателями коррекционной группы - пополнение предметно – развивающей среды 27 – й слайд Распространение своего опыта работы: Январь 2012г – Консультация для педагогов в ДОУ по теме: «Формирование словаря детей в игровой деятельности» Февраль 2012г – Выступление на методическом объединении учителей – логопедов Сургутского района по теме: «Формирование словаря детей с моторной алалией». Май 2012г- Выступление за круглым столом в СОШ № 1 по приемственности детского сада и школы, по теме: «Речевая готовность ребенка к школьному обучению» (презентация из опыта работы с детьми с речевыми нарушениями). Март 2015 г Видео фронтального занятия по формированию лексико – грамматических категорий «Путешествие в зимний лес» представлено на МО – учителей – логопедов. 28 – й слайд Мои публикации: «Свидетельство о публикации в электронном СМИ Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам д/и и упражнений», 2012 г. Свидетельство о публикации в «Педагогической газете» материал «С пальчиками играем — речь развиваем «, июнь 2012г. Свидетельство о публикации в электронном СМИ учебно – методический – материал конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука (р) в слогах, словах, и предложениях», январь 2013г Свидетельство о публикации в электронном СМИ консультация для воспитателей: «Игры со звуками», январь 2013г. Свидетельство о публикации в электронном СМИ консультация «Специфика обучения и воспитания детей в группе ЗПР. Роль семьи в преодолении дефектов речи», декабрь 2013г. Свидетельство о публикации в электронном СМИ «Перспективно – тематическое планирование занятий для детей 5 – 6 лет», декабрь 2013г. Свидетельство о публикации в электронном СМИ конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико – грамматических категорий (подготовительная к школе группа), тема: «Путешествие в зимний лес», март 2015 29 – й, 30 – й, 31 — й слайд Свидетельства о публикации 32 — й слайд Мои профессиональные достижения: Повышение квалификации: ФГБОУ ВПО Екатеринбургский государственный педагогический институт качество жизни» по теме «Актуальные проблемы логопедии» Количество часов: 72 часа. ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по теме: «Современные технологии логопедической работы с детьми с различными формами дизонтогенеза». В объеме – 200 часов 33 – й,34 — й слайд Удостоверения 35 — й слайд Дипломы, благодарности: Диплом участника 4 – го конкурса международной педагогической олимпиады «Информационные технологии в образовании дошкольников» конкурсная работа: конспект индивидуального занятия по звукопроизношению «Путешествие за сокровищами», май 2012г. Диплом редакции энциклопедии «Одаренные дети – будущее России» в номинации «Лучшие педагогические коллективы» октябрь 2013 г. Диплом лауреата Всероссийского конкурса «Вопросита» Блиц – олимпиада: «Педагогическое мастерство» апрель 2015. Диплом победителя районной викторины: «Память не уходит в отставку» май 2015 г.. Благодарственное письмо за подготовку воспитанника к конкурсу чтецов, апрель 2014 г. Участие воспитанника в конкурсе чтецов «Дети и детство» в номинации «Приз зрительских симпатий». апрель 2014 г. Участие воспитанника в конкурсе чтецов «Мы за мир на всей планете» в номинации «Самое лирическое стихотворение» апрель 2015 г. 36 –й, 37 — й слайд Дипломы грамоты и благодарности 38 — й слайд Спасибо за внимание
|