Семинар-практикум для родителей «Мой веселый язычок» |
Логопедия | |||
Автор: Иванова Наталия Владимировна | |||
25.10.2015 09:35 | |||
Семинар-практикум для родителей «Мой веселый язычок» Подготовила Иванова Наталия Владимировна, учитель-логопед ГБОУ СОШ № 4 г. Сызрани Цель: оказание помощи родителям в овладении игровыми приемами развития артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях Задачи:
Оборудование: самодельная игрушка Квака-задавака, зеркала, ноутбук, экран, проектор, электронная презентация с вариантами стихов и сказок для проведения артикуляционной гимнастики, буклеты для родителей, анкеты. Предварительная работа:
За 2-3 недели до проведения практикума в родительском уголке вывешиваются материалы для ознакомления:
Теоретическая часть Логопед обращает внимание, что на сегодняшней встрече ему помогает Квака-задавака (Приложение 1). Он очень любит делать гимнастику для языка, и хотел бы поделиться своим опытом с родителями. Все ключевые моменты, на которые родителям следует обратить особенное внимание, выделены на слайдах. Логопед подчеркивает актуальность проблемы развития артикуляционной моторики, нацеливает на правильное ее понимание и предлагает пути решения. Логопед: - Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, челюсти (нижняя, верхняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные неподвижными. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Квака-задавака: - Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики (кратко, на слайде и в буклете – подробно)
Логопед (кратко, на слайде – подробно): - Организация проведения артикуляционной гимнастики дома
Практическая часть 1. Логопед: - А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение. (Родители выполняют некоторые упражнения ( «Улыбка-Трубочка», «Окошко», «Иголочка», «Блинчик» ( «Лопаточка»), «Чашечка», «Лошадка», «Грибок»). Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не займет у вас много времени, но принесет огромную пользу вашему ребенку. Регулярные, ежедневные упражнения позволят значительно ускорить постановку и введение в речь поставленных звуков. 2. Квака-задавака: - Согласитесь, что интереснее будет выполнять гимнастику под веселые стихи, которые вы можете найти в книжках, а можете придумать сами. Логопед и Квака показывают несколько упражнений со стихотворным сопровождением (на слайде – картинка и стихотворение) 3. Логопед: - Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Сказка — это язык детей, для них он наиболее информативен, пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку. В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет. Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье... клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили. А насколько легче и глубже лепится из языка чашечка, чтобы не пролился чай, чем ребенок пробует прижать боковые края языка к верхним боковым зубам. Дети любят играть. И когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, то, как в сказке, происходят чудеса. Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок одновременно выполняет упражнения. Логопед и Квака предлагают родителям выполнять упражнения со «сказочным» сопровождением. (Приложение 2) 4. Логопед предлагает кому-нибудь из родителей придумать сказку, объединив выполнение нескольких упражнений (описание и картинки логопед предоставляет). Итог Обмен впечатлениями от встречи на семинаре-практикуме. Проводится анкетирование родителей (Приложение 3) Логопед знакомит родителей с литературой по теме (на слайдах) и вручает буклет «Зарядка для язычка». Логопед и Квака-задавака благодарят за участие в семинаре — практикуме. Приложение 1 Игрушка Квака-задавака Приложение 2 Сказка «Как подружились мышонок и котёнок» Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска»). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик») и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики»). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит. И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать. «Мур, мяу!» — сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка»). — Ты что, не можешь разговаривать? — удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой. Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка»). — Да что это с тобой? Давай поиграем! — проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком. — Уфф! — смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок»). — Так ты хочешь поиграть? — Ну, да! А ты что подумал? — удивился Тимка. — Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить! — Давай! – согласился мышонок. И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели»), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится! Сказка «Находчивый медвежонок» Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного! Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки»). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка»). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит»). Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач»). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели»). «Эй, есть там кто-нибудь?!» — закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка»), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники. — Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! — закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка»). Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы, наконец, подкрепиться. Приложение 3 Примерная анкета
|