Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование правильной речи дошкольников через использование инновационных технологий.
Логопедия
Автор: Домаркова Наталья Владимировна   
11.03.2015 23:52

Формирование правильной речи дошкольников через использование инновационных технологий.Формирование правильной речи дошкольников через использование инновационных технологий.

Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания, несомненно, должно быть овладение всеми богатствами родного языка.

Скачать конспект

Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка, потому что овладение родным языком – жизненная потребность. Применяя на протяжении многих лет только традиционные логопедические технологии, я испытывала некоторые трудности, неудовлетворенность в своей работе: хотелось быстрее поставить ребенку правильный звук, ввести его в речь, как можно лучше развить словарь, связную речь. Современные дети отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании. Поэтому возникла необходимость искать нестандартные подходы в своей логопедической работе. Изучая современную педагогическую литературу, интернетресурсы, опыт учителей-логопедов из других регионов России и ближнего зарубежья, а также используя личный жизненный опыт, я стала применять в своей работе инновационные технологии.

Многие современные педагоги и ученые находят положительный эффект во взаимодействии методов по укреплению здоровья детей и методов развития речи детей. Поэтому я активно применяю в своей работе здоровьезберегающие технологии.

Одна из них – биоэнергопластика. По данным ученных института физиологии детей и подростков им Кольцовой, Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности.

При обучении детей синхронным движениям использую следующие приемы и методы:

  1. Наглядно-зрительные приемы, включающие показ педагогом движения, подражание образам окружающей жизни, использование зрительных ориентировок и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.)
  2. Краткое описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей.
  3. Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (считалки, стихи, игровые зачины)

Для достижения наибольшего эффекта необходимо учитывать принцип этапности.

Первый этап: разучивание и выполнение упражнений для губ и языка.

Второй этап: разучивание и выполнение упражнений для кистей и пальцев рук.

Третий этап: соединение (сопряжение) движений губ, языка, кистей и пальцев рук.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Я самостоятельно подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это делает. Я привлекаю внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Упражнения проходят в игровой форме, сопровождаются короткими стихотворениями.

Когда мы говорим о здоровьесбережении, невольно приходят мысли о закаливании детей, профилактических процедурах, о лете, когда наши дети болеют редко. А лето – это солнце и море. Эти рассуждения натолкнули меня на мысль об использовании в своей работе сухой морской соли, польза которой известна давно, она богата различными микроэлементами и минералами. Соль активно применяется в санаторно-курортном лечении.

Поэтому я составила комплекс упражнений для развития мелкой моторики руки в сухой морской соли. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки. Нахождение морской соли в помещении наделяет воздух полезными свойствами, что благотворно влияет на органы дыхания.

Упражнения выполнятся в игровой форме в специальных контейнерах, наполненных морской солью. Каждое упражнение имеет свое название и сопровождается стихотворением. Игры в морской соли способствуют развитию воображения ребенка и формированию связной речи, так как оречевляя свои действия, воспитанники активизируют свой словарный запас, продолжают овладевать навыками правильного построения своих высказываний.

Игры для пальцев рук.

«Ловим рыбку».

В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.

«Построим замок»

С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.

«Художники»

Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.

«Угадай-ка»

Найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы).

«Кладоискатели»

Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в соль. Другой рукой осторожно освобождаем от соли поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.

Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности в группах детского сада, а также родителям для домашней организации досуга детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки.

Валеологический подход к решению задач по воспитанию правильной речи предполагает использование технологий, направленных на общую гармонизацию и повышение уровня здоровья. Примеры использования таких технологий я нашла, знакомясь с образовательным проектом «Речь. Развитие. Здоровье.», который предлагают педагоги и ученые г. С-Петербурга. Примером может служить использование даосского комплекса «Шесть целительных звуков». В этих упражнениях каждый звук (сочетание звуков) и цвет подобраны для снятия напряжения в определенной группе органов.

  1. С-с-с-с легкие белый сухой холод
  2. Чу – у-у-у почки голубой влажная прохлада
  3. Ш-ш-ш-ш печень зеленый свежий ветер
  4. Ха-а-а-а сердце красный жара
  5. Ху-у-у-у селезенка желтый теплая влага
  6. Хи-и-и-и «тройной обогреватель» — система, связывающая работу органов тела, расположенных на трех разных вертикалях тела: верхний — сердце, легкие; средний – селезенка и желудок; нижний – почки, печень, тонкий и толстый кишечник, мочевой пузырь. Связи с определенным цветом не имеет.

Чем полезна эта технология для речевого развития? Прежде всего тем, что формирует правильное речевое дыхание, на основе которого развивается мелодико-интонационная сторона речи. Закрепляем так же правильное звукопроизношение. Так как при произнесении звука рекомендуется вызвать в памяти определенный цвет, для воспитанников в помощь использую изготовленный мною наглядный материал — иллюстрации, изображающие белое облако, голубые незабудки, зеленые камыши, красный мак, желтый подсолнух.

Применение вышеизложенных технологий имеет положительное воздействие на речь ребенка и его здоровье, сохранять которое в современном, компьютеризированном мире становится все труднее.

Технический прогресс входит в жизнь детей с раннего возраста, и является неотъемлимой частью образовательного процесса. В своей работе я также использую информационную технологию обучения, которая включает в себя работу с мультимидийным оборудованием и говорящей ручкой «Знаток», которая озвучивает детскую познавательную, художественную литературу, а так же, позволяющее самому ребенку с помощью встроенного в нее диктофона озвучивать иллюстрации, собственные поделки и т.д. Ручка предназначена для детей дошкольного возраста, удобна и проста в использовании.

Говорящая ручка «Знаток» является помощником в оформлении логопедических пособий, стендов, информации для родителей.

Использование инновационных технологий вызывает у детей интерес в нашей с ними совместной деятельности, снижает утомляемость, повышает познавательную активность, что приводит к хорошим результатам по устранению недостатков речевого развития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год